Сама по себе мысль, что всю дивную сложность, всё разнообразие библиотечно–информационной деятельности можно свести к поразительно простым количественным объяснениям, не так уж нова или чудаковата.
Но на этот раз, в рамках нацпроекта «Культура», перед российским
библиотечным сообществом поставлены конкретные, измеримые, достижимые,
актуальные, ограниченные по времени цели по SMART.
SMART — является аббревиатурой, и каждая буква означает критерий
эффективности поставленных целей.
Взяв за основу паспорта нацпроекта «Культура» [1] и регионального проекта
Псковской области «Обеспечение качественно нового уровня развития
инфраструктуры культуры», включающий три проекта: «Культурная среда»,
«Творческие люди», «Цифровая культура» [2], — рассмотрим каждый критерий smart
цели.
Specific. Цель должна быть Конкретна. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели нацпроекта точно определён результат, который необходимо достичь. А именно: обеспечение к 2024 году условий доступности к лучшим образцам культуры путём создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения (Паспорт «Культурная среда»); увеличение к 2024 году количества граждан, вовлечённых в культурную деятельность путём поддержки и реализации творческих инициатив (Паспорт «Творческие люди»).
Measurable. Цель — Измерима. В национальном и региональном проектах «Культура» определены показатели, по которым можно будет понять, достигли мы цели или нет.Так, к 2024 году в рамках региональной программы необходимо достигнуть
следующих результатов:
Увеличение числа посещений на 15%;
Увеличение к 2024 году числа обращений к цифровым ресурсам культуры в 5
раз;
Поддержано направление заявки для участия в конкурсе на создание 20
модельных муниципальных библиотек;
Онлайн–трансляция 6 мероприятий, размещаемых на портале «Культура.РФ»;
Оцифровано 250 книжных памятников, которые будут включены в Национальную
электронную библиотеку (НЭБ);
60 специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров
непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих
кадров в сфере культуры;
Реализовано 25 культурно–просветительских программ для
духовно–нравственного развития и патриотического воспитания школьников;
50 000 школьников, охваченных культурно–просветительскими программами.
— количество посещений общедоступных (публичных) библиотек, из них, дети до
14 лет;
— прирост посещений общедоступных (публичных) библиотек, %;
— количество муниципальных библиотек, получивших современное оборудование в
текущем году;
— доля граждан РФ, удовлетворённых качеством предоставления услуг в сфере
культуры (%) (нарастающим итогом);
— доля граждан РФ, удовлетворённых условиями для занятия творчеством в
сфере культуры (%) (нарастающим итогом)
— охват молодёжной аудитории контентом, направленным на укрепление
гражданской идентичности и духовно–нравственных ценностей (количество
просмотров) (нарастающим итогом).
Ключевые цели нацпроекта достичь возможно, в том числе за счёт:
технологического переоснащения библиотек; совершенствования системы подготовки
и повышения квалификации библиотечных специалистов; развития маркетинга в сфере
культуры; внедрения в деятельность библиотеки инноваций и современных
IT–технологий.
К сожалению, целевые показатели, позволяющие определить
качество культурного развития общества, художественного творчества и
культурного
продукта, а также оценить духовно–нравственные и культурные ценности, не
разработаны.
Не учитывается в нацпроекте и фактор регионального неравенства, то есть
контрасты между самими субъектами Российской Федерации: по уровню
экономического развития, урбанизированности (процент городского населения),
человеческому капиталу и пр.
На примере стратегии «голубого океана» я хочу подтвердить утверждение, что библиотеки обладают достаточной гибкостью, чтобы можно было мобилизовать инновационные кадры и технологии для решения возникающих задач и «наладить нормальную, плановую, системную работу».
Бизнес–консультанты Ким Чан и Рене Моборн, взяли метафору алого и голубого
океанов. «Алые океаны — это та реальность, в которой всё чаще приходится
работать самым разным организациям, а голубые океаны символизируют собой
бесконечные возможности, которые эти организации могут создать» [4].
Термин «голубой океан» появился сравнительно недавно, но о самих океанах
этого не скажешь. Вспомните, какими были библиотеки, например, 25 или 10 лет
тому назад?
В современных условиях у библиотеки появляется ряд новых функций.
Более того, меняется сам статус библиотеки. Она приобретает модальность,
становится площадкой обмена мнениями, создаёт актуальный контент для широких
масс, поставляет на рынок экспертов и лидеров мнений. Активно
используются цифровые технологии не только для работы с читателями,
но и для решения внутрибиблиотечных задач.
Голубые океаны создавались всегда. И библиотека — это голубой океан. Я
предлагаю, оценить диапазон представленных библиотечных возможностей Псковской
областной универсальной научной библиотеки. Среди них есть старые и новые, но
все они увлекательные, интересные и отвечают шести принципами стратегии
голубого океана:
1. Смещение границы отрасли.
2. Фокус не на цифрах, а на общей картине.
3. Выход за пределы актуального спроса.
4. Грамотная расстановка приоритетов.
5. Преодоление корпоративных препятствий.
6. Реализация проекта.
Повествовательная иммерсивность, библиотечная интеграция с видеоблогерами,
цифровая доступность, роботизация, позитивный вклад в себя и общество,
партиципация — в общем, для библиотекарей нет ничего невозможного при живом
энтузиазме и правильном подходе к работе.
Повествовательная иммерсивность. Этот тип иммерсивности связан
с активностями, в которых читатели/пользователи библиотеки начинают
сопереживать героям и ощущать себя участником описываемых событий. Примером
такого формата стала иммерсивная камерная выставка–променад стифлокомментариями и сурдопереводом по книгам Даниила Гранина «Ожившиепортреты» [5].
Действие развернулось на берегу реки Псковы — пешеходной зоне для прогулок,
напротив Псковского кремля. Незрячие, слабовидящие, глухие и слабослышащие
читатели попадали на страницы книг Даниила Гранина, где проживали истории
литературных героев, прототипами которых были реальные люди.
Всё, что случилось на Золотой набережной, действия героев описывали
тифлокомментатор и сурдопереводчик.
Иммерсивная выставка–променад дала читателям возможность вовлечься в
действие не только эмоционально, но и физически: чувствовать запахи и
прикосновения, исследовать, например, картину Пикассо на ощупь, выставленную в
Эрмитаже в 1956 году или весело и вкусно провести время на даче у Саши
Петракова — героя рассказа «Голубой» [6].
Иммерсивная камерная выставка — заслуга большой команды. Над
проектом работали и студенты Псковского областного колледжа искусств им. Н.А.
Римского-Корсакова, и ученики общеобразовательной школы №5. Соучастие студентов
и школьников в данном проекте позволяют говорить нам о партиципаторных технологиях.
Что такое «партиципация»? Если переводить на русский, то это
культура участия или соучастия людей, которые ранее были только потребителем
культурных и социальных смыслов, в создание нового события или контента
[7].
Актуальный пример партиципации — самостоятельная
работа молодых читателей библиотеки. Они разработали второй маршрут
просветительского проекта «Карта памяти. Великим землякам и свершившим подвиги,
открытия на Псковской земле посвящается» — «Небесная пехота», посвящённыйпамяти шестой роты 104 полка 76-й дивизии ВДВ [8].
Маршрут состоит из семи «остановок»: традиционно «Главная», далее «Читайте,
не откладывая», «Мнения», меди–зал «Не забывайте». Здесь также нашлось место
интерактиву. На уроках правописания не всегда есть возможность для патриотического
воспитания — куда богаче возможность литературы. Поэтому ребята разработали
патриотический диктант «Небесная пехота». В основе одноимённая книга Владимира
Клевцова. На созданном ресурсе нашлось место и творчеству — i–концерт–реквием
«Девятнадцатой весны …», где заглавную песню исполнили разработчики ресурса
Игорь Котов и Евгений Курочкин.
В мире, в котором меняется всё каждый день, где каждый школьник может
сделать AR–маску у себя на телефоне, новые тенденции перестают быть новыми,
пока мы возвращаемся с работы домой.
Бизнес–аналитики уверяют — цифровая доступность может стать самым важным маркетинговым трендом 2020 года.
Ситуация с глухим человеком, который подал в суд на Pornhub за отсутствие
субтитров в видео, может привести к тому, что Интернет станет гораздо более
доступным для людей с ограниченными возможностями. Директива Европейского союза
о доступности веб–сайтов обязывает веб–сайты и мобильные приложения
государственного сектора в странах–членах ЕС стать удобными для пользователей,
которые имеют ограничения [9].
Проекты и программы Псковской областной специальной библиотеки для незрячих
и слабовидящих позволяют каждому читателю/пользователю с ограниченными
возможностями, воспринимать, понимать, ориентироваться и взаимодействовать с
Интернетом.
Читатели библиотеки охотно откликаются на предложения библиотекарей стать
участниками мероприятий. Например, чтобы стать участником Акции, посвящённой100-летию Даниила Гранина, необходимо было ответить на вопрос «Самое простое и
самое главное?» видео–цитатой из произведения писателя. Именно это и сделали
молодые псковички, имеющие инвалидность по зрению, Лиза Волкова
(https://youtu.be/X6NunxW--Ls) и Ольга Александрова [10].
С 2019 год для незрячих и слабовидящих начал работу клуб «Читаем вместе».
Часто передвижение по городу для незрячего человека или инвалида с
проблемами опорно–двигательного аппарата представляет большую проблему. Для
того чтобы такой читатель не стал заложником своей болезни, для сохранения его
активного читательского статуса встречи клуба проходят в двух форматах — в
офлайн и онлайн при поддержке скайп технологий.
Встреча в литературной гостиной начинается с приглашения группы
«Читательский клуб» к видео и аудиотранслации заседания. Сегодня в этой группе
состоит 12 человек и это количество увеличивается, в том числе, и за счёт
проживающих в Псковской области и в других регионах России, например,
Республики Хакасия.
Несколько слов скажу и о позитивном вкладе в себя и общество.
Джозеф Пайн, автор книги «Экономика впечатлений: Как превратить покупку в
захватывающее действие» утверждает, что « … в грядущей экономике трансформаций
клиент будет продуктом, а сама трансформация — средством для изменения
каких–либо черт того, кто её покупает. Такие трансформации автоматически
становятся неуязвимыми для обесценивания, потому что не может быть большей
дифференциации, чем изменившийся человек или компания — каждый человек уникален».
Джозеф Пайн говорит о грядущем, а мы библиотекари в прошлом, настоящем и
будущем превращаем подлинные ценности в действия, чтобы помочь нашим читателям
своим поведением оказывать позитивное воздействие на общество. В ход идут
стимулы для выработки хороших привычек, продвижение соответствующих социальных
норм, формирование моделей общественного поведения.
В рамках региональной
составляющей федерального проекта «Создание условий для реализации творческого
потенциала нации» («Творческие люди») национального проекта «Культура» с целью
вовлечения граждан в культурную деятельность путём поддержки и реализации творческих
инициатив ГБУК «ПОУНБ» использует единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтёрства)
DOBRO.RU для продвижения
собственных культурно–просветительских и социальных инициатив.
В
отчётном году ГБУК «ПОУНБ» реализован просветительский спецпроект «Контрапункт.Онкология» или #научкапротиврака (в поддержку Всемирной акции «Розовый октябрь») с участием 37 волонтёров.
Главная идея просветительского проекта —
использовать знания психологии, законов природы и общества, правил социального
взаимодействия, практического опыта, реальных историй известных псковичей и
историй, описанных в литературе в информационно–профилактических целях.
Отправной точкой спецпроекта стал октябрь
— месяц борьбы против рака молочной железы. В этот время по всему миру
проходят акции и информационные кампании, призванные привлечь внимание к
проблеме диагностики и лечения этого заболевания.
Реализовать проект помогли волонтёры —
известные практикующие психологи, журналисты, блогеры, фотографы и творческие
псковичи, москвичи, жители Санкт–Петербурга и Великого Новгорода.
Присоединиться к важному социокультурному
проекту, доказать и показать, как искусство, литература, музыка помогают
бороться с внутренними границами, смещают понятия счастья и здоровья
библиотекари предложили под девизом «Давайте вместе создадим историю «розового
октября» 2020 года».
Стоит обратить внимание на то, что все мероприятия в рамках спецпроекта содержали сценарность и были выверены с точки зрения представления на вновь созданном цифровом ресурсе.
Сам контент — не просто тексты
и видео, а сразу все элементы просветительской экосистемы: лекции,
беседы, фотовыставки, нарративы, синопсисы. А ещё есть социальные сети,
канал на YouTube которые помогают поддерживать эффект просвещения,
информирования.
Лаборатории–бесед «Частная практика». Это
беседа–поддержка больным и их родственникам с самого первого дня постановки
диагноза рак. Затронуто большое количество тем: лечение, жизнь после
выздоровления, моральная поддержка больных. А правильной эту беседу сделала
история из реальной жизни Виктории Голубковой, главного редактора «МК в
Пскове», блогера, невероятно открытого, умного, сильного и позитивного
человека.
Юлия Заремская, экзистенциальный психолог,
супервизор Института гуманистической и экзистенциальной психологии, с 2012
года ведущая группы поддержки онкобольных людей и их родственников, делится
своими наблюдениями и выводами в формате лекции практикующего психолога «В
состоянии переосмысления». Особый акцент в лекции на содействие психоэмоциональному
благополучию людей, столкнувшихся с онкологическими заболеваниями и снижение
уровня эмоционального напряжения в семейном окружении онкологических пациентов.
Участие в мероприятиях спецпроекта
инициативных, талантливых жителей Пскова, Великого Новгорода, Санкт–Петербурга
и Москвы позволяют говорить о партиципаторных технологиях, т.е. культуре
участия или соучастия людей, которые ранее были только потребителями культурных
и социальных смыслов, в создание нового события или контента.
Актуальный пример партиципации — активное
соучастие и формирование контента интеграции в стиле pop–up «Femina pectus. Под
прикрытием?» и i–концерт #искусствопротиврака.
Чтобы стать участником интеграции в стиле
pop–up «Femina pectus. Под прикрытием?» необходимо было «разговорить» полотна
мастеров, «выведать» у них секреты их создания, и представить результаты
искусствоведческого исследования. Столетиями художники сохраняют интерес к
обнажённой женской груди (лат. Femina pectus). В зависимости от эпохи причины
для этого интереса меняются. А поскольку тема эта нетривиальна, для её
изложения был выбран особый формат — интеграция в стиле pop–up.
Для участия в интеграции достаточно:
1) выбрать картины с изображением
femina pectus современных или старых мастеров;
2) записать видео не более трёх
минут.
На видео можно рассказать о символическом
значение сюжета; о скрытой истории или тайных мотивах появления картины;
судьбоносную, ужасную, забавную, философскую историю из жизни художника или
эпохи в целом.
3) прислать видео организаторам
спецпроекта на e-mail: protivraka@bk.ru, не забыв указать имя
мастера и название картины.
В онлайн–интеграции мог принять участие
каждый житель планеты, достигший 18–летнего возраста.
За самые
оригинальные, креативные, яркие видео, по выбору организаторов
конкурса и по выбору зрителей (по количеству просмотров, лайков, положительных
комментариев), были вручены призы.
В помощь участникам интеграции
организаторы собрали тематическую коллекцию картин и поместили её в инстаграм.
Адрес аккаунта @artpinkoctober. Подписываться на него не надо. Это просто
тематическая коллекция.
Для участия в i–концерте
#искусствопротиврака необходимо снять видео со своими музыкальными,
танцевальными и театральными номерами и прислать его в оргкомитет спецпроекта
на e-mail: protivraka@bk.ru. Особых требований к записи
видео не было, главное, чтобы оно отвечало правовым и нравственным нормам.
Также организаторы обратились с просьбой к потенциальным участникам серьёзно
отнестись к текущей ситуации с COVID–19, снимая видеоролики, соблюдать меры
предосторожности для защиты от новой коронавирусной инфекции.
Стоит отметить откровенный нарратив
«Создавая новые ценности». Это развёрнутая книжная выставка, шокирующие знания
о нас самих. Это реальные истории о том, что действительно важно в жизни,
описанные в дневниках, мемуарах людей, которые столкнулись с онкологией. Это
истории, в которых все совпадения с реальными людьми, событиями и
обстоятельствами случайны, но они об истинной ценность того, что мы обычно не
замечаем в повседневной суете, духовном искусе, извращённой аскезе, инверсии
благочестия, безумие.
На сайте спецпроекта в разделе синопсис
«Счастье VS Синдром отложенной жизни» предложен субъективный и
пристрастный тематический обзор непростых художественных фильмов о людях с
тяжёлым диагнозом: проникновенная трагикомедия, честная драма, приправленная
тонким английским юмором, семейные горести, притча о борьбе с
болезнью, артхаусная романтическая комедия, переживания на тему поиска и
осознания смысла жизни.
В фотозоне в режиме доступа 18+
представлены работы профессионального фотографа Турика Мордовцева из
Санкт-Петербурга, объединённые темой «В движении ума, сердца и тела».
Автор проекта — заместитель генерального
директора по научной работе И.С. Королёва, по итогам всероссийского конкурса
«Слово менеджерам культуры» стала лауреатом и в качестве приза получила годовую
подписку на электронный журнал «Справочник руководителя учреждения культуры».
Если говорить официальным языком, то это всё участие библиотек в решении
задач особой социальной значимости. Организация событий, цель которых, в том
числе, и трансформация, изменение человека. Среди направлений
мероприятий: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни; мероприятия по
укреплению межнационального единства; мероприятия по реализации семейной
политики; взаимодействие с религиозными организациями, национальными
культурными объединениями, общинами и землячествами, и другими общественными
организациями.
В настоящее время заложены основы новой библиотечной активности, которая
помогла привлечь инвестиции на перспективное направление — роботизация,
внедрение в практику работы библиотеки сервисного автономного человекоподобного
робота. Для этого задействованы финансовые ресурсы Международного банка
реконструкции и развития.
Проект, поддержанный банком, «Региональный краеведческий SMART–центр»,
разработан и внедряется в практику работы библиотеки с целью создания
качественно новой региональной конкурентной инфраструктуры на
основе сохранения культурного документального наследия Псковского региона
и его использования в качестве ресурса для экономического и социокультурного
развития области через внедрение робототехники и развитие цифровых
сервисов.
Целевая аудитория: представители всех возрастов, профессий и регионов мира,
вне зависимости от образовательного и общекультурного бэкграунда.
В ходе реализации проекта планируется создать:
— региональный краеведческий SMART–центр, где главный помощник библиотекаря
и читателя сервисный робот;
— современную реставрационную лабораторию;
— i–скрипториум «Псковиана».
На базе SMART–центра и лаборатории запланированы занятия, тематические
экскурсии по выставкам, публичные лекции, вечерние курсы, проводимые сервисным
роботом. В его обязанности также будет входить общение с посетителями и работа
в качестве ведущего / соведущего публичных библиотечных мероприятий.
У библиотеки появится возможность визуальной трансляции социокультурного
опыта, в том числе через использование тактик онлайн–присутствия.
С помощью робота с функцией телеприсутствия люди во всём мире
смогут посетить Псковскую областную универсальную научную библиотеку дистанционно.
Человек при помощи компьютера или мобильного устройства может управлять
роботом, находясь на расстоянии в тысячи километров. Главная
задача — сделать пространство регионального краеведческого SMART–центра
доступным для всех. Например, робот поможет удалённым пользователям осматривать
выставку через панорамную камеру. Система позволит не только знакомиться
с документами, но и получать информацию о выставленных
объектах. Также удалённые пользователи могут дистанционно участвовать в
мероприятиях и быть слушателями лекций.
В планах библиотеки, в качестве эксперимента, использовать робота (в
определённый день месяца) для проведения лабораторных работ по робототехнике.
Совместно с партнёрами будет разработана программа «Робототехника и
Краеведение», решающая задачи: вовлечение детей и молодёжи Пскова и Псковской
области в научно–техническое творчество, в исследовательскую деятельность;
обеспечение равного доступа детей и молодёжи к информационным ресурсам
библиотеки и к освоению передовых технологий, получению практических навыков их
применения.
На дальнюю перспективу мы отнесли робореабилитацию. Ежегодно в рамках
реабилитационной социокультурной деятельности в библиотеке проводится более 800
информационных, просветительских, интеллектуально-досуговых мероприятий для
незрячих и слабовидящих детей и взрослых, для глухих и слабослышащих, для
псковичей с ДЦП, а также ведётся большая работа с детьми, имеющими отклонения в
развитии. Как показывает мировая практика — применение роботов в
реабилитационной деятельности эффективно и имеет большое будущее.
В реставрационной лаборатории будет выделена специальная зона–трансформер
для организации и проведения мастер–класса по ремонту и азам реставрации книги.
Отсюда будет начинаться международный культурно–просветительский маршрут
«Хроники сохранившегося. Мастерская книжных памятников — “Бумажная мельница”»
(Псков, Россия — Ряпина, Эстония).
Стратегия голубого океана для Псковской областной универсальной научной
библиотеки — это и про технологии, и про изменение мышления. Это про людей,
которые приходят в библиотеку для того, чтобы получать доступ к
верифицированной информации, совместно создавать знания в реальной и цифровой
экосистеме. И вся деятельность библиотеки направлена на стимулирование
повышения качества и разнообразие культурной жизни региона.
Список источников
1. Национальный проект «Культура»: планы и направления // Министерство
культуры Российской Федерации.
URL: https://www.mkrf.ru/press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniya/
(дата обращения: 14.09.2019).
2. Региональный проект «Культура» // Комитет по культуре Псковской области
: официальный сайт.
URL: http://gkk.pskov.ru/deyatelnost/regionalnyy-proekt-kultura (дата
обращения: 17.03.2020).
3. Михаил Ведерников поставил перед Администрацией Псковской области задачи
по исполнению нацпроектов в 2020 году // Портал государственных органов
Псковской области. URL: http://www.pskov.ru/novosti/04.03.20/121172 (дата
обращения: 17.03.2020).
4. Ким В. Чан. Стратегия голубого океана : избранные статьи : [16+] / В.
Чан Ким, Рене Моборн ; перевод с английского Натальи Яцюк. - Москва : Манн,
Иванов и Фербер, 2019. - 234, [1] с. : ил
5. Королёва, И.С. «Ощущая счастье жизни»: многосерийная программа
мероприятий просветительско-соревновательных погружений в произведения Даниила
Александровича Гранина // XV Межрегиональный фестиваль по продвижению
книги и чтения «Осень в Михайловском - 2019» : материалы фестиваля /
Комитет по культуре Псковской области, ГБУК «Псковская областная универсальная
научная библиотека»; [сост. Н. И. Антонова ; гл. ред. В. И. Павлова . – Псков :
ПОУНБ, 2019. – С. 33–38.
6. Гранин, Д.А. Причуды
памяти [Текст] / Даниил Александрович Гранин. - Москва : Центрполиграф ;
Санкт-Петербург : Русская тройка-СПб, 2015. - 446, [1] с. : ил., портр.; 22
см.
7. Мороз, О. Партиципация как культурная практика // ПостНаука
: [электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/video/75977 (дата
обращения: 17.03.2020).
8. Королёва, И. Грамотность в эпоху цифровой экономики по
Белл–Ланкастерской системе, или книжные полки и «облака» в помощь
digital–комментаторам культуры / И. Королева // Библиотечное дело. – 2019. – №
3. – С. 16-19.
9. Shaping Europe’s digital future // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/web-accessibility (дата обращения: 17.03.2020).
10. Королёва, И. С. Увлечённость Даниилом Граниным и творческая смелость: об итогах межрегиональной акции видеоцитат «Самое простое и самое главное» / Ирина Сергеевна Королёва // Псковская областная универсальная научная библиотека: [официальный сайт]. – 2009-2019. – Режим доступа: http://dev.pskovlib.ru/news/23698/ (дата обращения:
17.03.2020).
Королёва Ирина Сергеевна,
заместитель генерального директора по научной работе
ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»