Сама по себе мысль, что всю дивную сложность, всё разнообразие библиотечно–информационной деятельности можно свести к поразительно простым количественным объяснениям, не так уж нова или чудаковата. 

Но на этот раз, в рамках нацпроекта «Культура», перед российским библиотечным сообществом поставлены конкретные, измеримые, достижимые, актуальные, ограниченные по времени цели по SMART.

SMART — является аббревиатурой, и каждая буква означает критерий эффективности поставленных целей.

Взяв за основу паспорта нацпроекта «Культура» [1] и регионального проекта Псковской области «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры», включающий три проекта: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» [2], — рассмотрим каждый критерий smart цели.

Specific. Цель должна быть Конкретна. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели нацпроекта точно определён результат, который необходимо достичь. А именно: обеспечение к 2024 году условий доступности к лучшим образцам культуры путём создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения (Паспорт «Культурная среда»); увеличение к 2024 году количества граждан, вовлечённых в культурную деятельность путём поддержки и реализации творческих инициатив (Паспорт «Творческие люди»).

Measurable. Цель — Измерима. В национальном и региональном проектах «Культура» определены показатели, по которым можно будет понять, достигли мы цели или нет.

Так, к 2024 году в рамках региональной программы необходимо достигнуть следующих результатов:

Увеличение числа посещений на 15%;

Увеличение к 2024 году числа обращений к цифровым ресурсам культуры в 5 раз;

Поддержано направление заявки для участия в конкурсе на создание 20 модельных муниципальных библиотек;

Онлайн–трансляция 6 мероприятий, размещаемых на портале «Культура.РФ»;

Оцифровано 250 книжных памятников, которые будут включены в Национальную электронную библиотеку (НЭБ);

60 специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры;

Реализовано 25 культурно–просветительских программ для духовно–нравственного развития и патриотического воспитания школьников;

50 000 школьников, охваченных культурно–просветительскими программами.


В национальном проекте «Культура» (Методика расчёта показателей национального проекта «Культура») обозначены дополнительные показатели:

— количество посещений общедоступных (публичных) библиотек, из них, дети до 14 лет;

— прирост посещений общедоступных (публичных) библиотек, %;

— количество муниципальных библиотек, получивших современное оборудование в текущем году;

— доля граждан РФ, удовлетворённых качеством предоставления услуг в сфере культуры (%) (нарастающим итогом);

— доля граждан РФ, удовлетворённых условиями для занятия творчеством в сфере культуры (%) (нарастающим итогом)

— охват молодёжной аудитории контентом, направленным на укрепление гражданской идентичности и духовно–нравственных ценностей (количество просмотров) (нарастающим итогом).




Achievable. Цель — Достижима. Критерий достижимости означает, что цель нам уже по силам или находится в зоне роста. Достижимость цели определяется на основе профессионального опыта с учётом всех имеющихся ресурсов и ограничений.

Ключевые цели нацпроекта достичь возможно, в том числе за счёт: технологического переоснащения библиотек; совершенствования системы подготовки и повышения квалификации библиотечных специалистов; развития маркетинга в сфере культуры; внедрения в деятельность библиотеки инноваций и современных IT–технологий.


Relevant. Цель — Релевантна, уместна. Данный параметр отвечает за реалистичность и уместность тех методов, которыми мы будем пользоваться. Чтобы понять, что реально, а что нет, все задачи должны разбиваться на этапы и подзадачи.


Time-bound. Цель — Ограничена сроком. В нацпроекте «Культура» определён финальный срок — 2024 год. Тут всё предельно, ясно. Цель имеет сроки. Иначе, все наши самые лучшие порывы и инициативы превратятся в аморфное состояние. Чтобы соблюдать сроки, Комитет по культуре Псковской области, Министерство культуры РФ контролируют выполнение промежуточных показателей через ежеквартальный мониторинг о ходе реализации нацпроекта «Культура».


Согласно паспорту национального проекта его основная идеология — обеспечить максимальную доступность к культурным благам, что позволит гражданам воспринимать культурные ценности и участвовать в их создании.

К сожалению, целевые показатели, позволяющие определить
качество культурного развития общества, художественного творчества и культурного
продукта, а также оценить духовно–нравственные и культурные ценности, не разработаны.

Не учитывается в нацпроекте и фактор регионального неравенства, то есть контрасты между самими субъектами Российской Федерации: по уровню экономического развития, урбанизированности (процент городского населения), человеческому капиталу и пр.


Но несмотря на указанные проблемы (оценка качества, региональное неравенство), подводя итоги первого года реализации нацпроектов, глава Псковского региона Михаил Ведерников, подчеркнул: «В прошлом году мы добились хороших результатов, закончили их реализацию на «твёрдую четвёрку», но это мы сделали во многом благодаря авральной работе».  «Трудовые подвиги — это хорошо, но мы гораздо быстрее и комфортнее будем двигаться, если сможем наладить нормальную, плановую, системную работу. За недостижение целевых показателей куратор и исполнители национальных проектов отвечают головой. Анализируйте ситуации и о выявленных обстоятельствах сообщайте заранее в Управление проектной деятельности, чтобы в рабочем порядке поискать решение, а на совещаниях их просто озвучить и закрепить», — отметил Михаил Ведерников [3].

На примере стратегии «голубого океана» я хочу подтвердить утверждение, что библиотеки обладают достаточной гибкостью, чтобы можно было мобилизовать инновационные кадры и технологии для решения возникающих задач и «наладить нормальную, плановую, системную работу».

Бизнес–консультанты Ким Чан и Рене Моборн, взяли метафору алого и голубого океанов. «Алые океаны — это та реальность, в которой всё чаще приходится работать самым разным организациям, а голубые океаны символизируют собой бесконечные возможности, которые эти организации могут создать» [4].



Термин «голубой океан» появился сравнительно недавно, но о самих океанах этого не скажешь. Вспомните, какими были библиотеки, например, 25 или 10 лет тому назад?

В современных условиях у библиотеки появляется ряд новых функций. Более того, меняется сам статус библиотеки. Она приобретает модальность, становится площадкой обмена мнениями, создаёт актуальный контент для широких масс, поставляет на рынок экспертов и лидеров мнений. Активно используются цифровые технологии не только для работы с читателями, но и для решения внутрибиблиотечных задач.

Голубые океаны создавались всегда. И библиотека — это голубой океан. Я предлагаю, оценить диапазон представленных библиотечных возможностей Псковской областной универсальной научной библиотеки. Среди них есть старые и новые, но все они увлекательные, интересные и отвечают шести принципами стратегии голубого океана:

1. Смещение границы отрасли.

2. Фокус не на цифрах, а на общей картине.

3. Выход за пределы актуального спроса.

4. Грамотная расстановка приоритетов.

5. Преодоление корпоративных препятствий.

6. Реализация проекта.

Повествовательная иммерсивность, библиотечная интеграция с видеоблогерами, цифровая доступность, роботизация, позитивный вклад в себя и общество, партиципация — в общем, для библиотекарей нет ничего невозможного при живом энтузиазме и правильном подходе к работе.

Повествовательная иммерсивность. Этот тип иммерсивности связан с активностями, в которых читатели/пользователи библиотеки начинают сопереживать героям и ощущать себя участником описываемых событий. Примером такого формата стала иммерсивная камерная выставка–променад стифлокомментариями и сурдопереводом по книгам Даниила Гранина «Ожившиепортреты» [5].

Действие развернулось на берегу реки Псковы — пешеходной зоне для прогулок, напротив Псковского кремля. Незрячие, слабовидящие, глухие и слабослышащие читатели попадали на страницы книг Даниила Гранина, где проживали истории литературных героев, прототипами которых были реальные люди.

Всё, что случилось на Золотой набережной, действия героев описывали тифлокомментатор и сурдопереводчик.

Иммерсивная выставка–променад дала читателям возможность вовлечься в действие не только эмоционально, но и физически: чувствовать запахи и прикосновения, исследовать, например, картину Пикассо на ощупь, выставленную в Эрмитаже в 1956 году или весело и вкусно провести время на даче у Саши Петракова — героя рассказа «Голубой» [6].

Иммерсивная камерная выставка — заслуга большой команды.  Над проектом работали и студенты Псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, и ученики общеобразовательной школы №5. Соучастие студентов и школьников в данном проекте позволяют говорить нам о партиципаторных технологиях.

Что такое «партиципация»? Если переводить на русский, то это культура участия или соучастия людей, которые ранее были только потребителем культурных и социальных смыслов, в создание нового события или контента [7].

Актуальный пример партиципации — самостоятельная работа молодых читателей библиотеки. Они разработали второй маршрут просветительского проекта «Карта памяти. Великим землякам и свершившим подвиги, открытия на Псковской земле посвящается» — «Небесная пехота», посвящённыйпамяти шестой роты 104 полка 76-й дивизии ВДВ [8].

Маршрут состоит из семи «остановок»: традиционно «Главная», далее «Читайте, не откладывая», «Мнения», меди–зал «Не забывайте». Здесь также нашлось место интерактиву. На уроках правописания не всегда есть возможность для патриотического воспитания — куда богаче возможность литературы. Поэтому ребята разработали патриотический диктант «Небесная пехота». В основе одноимённая книга Владимира Клевцова. На созданном ресурсе нашлось место и творчеству — i–концерт–реквием «Девятнадцатой весны …», где заглавную песню исполнили разработчики ресурса Игорь Котов и Евгений Курочкин.

В мире, в котором меняется всё каждый день, где каждый школьник может сделать AR–маску у себя на телефоне, новые тенденции перестают быть новыми, пока мы возвращаемся с работы домой.

Бизнес–аналитики уверяют — цифровая доступность может стать самым важным маркетинговым трендом 2020 года.

Ситуация с глухим человеком, который подал в суд на Pornhub за отсутствие субтитров в видео, может привести к тому, что Интернет станет гораздо более доступным для людей с ограниченными возможностями. Директива Европейского союза о доступности веб–сайтов обязывает веб–сайты и мобильные приложения государственного сектора в странах–членах ЕС стать удобными для пользователей, которые имеют ограничения [9].

Проекты и программы Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих позволяют каждому читателю/пользователю с ограниченными возможностями, воспринимать, понимать, ориентироваться и взаимодействовать с Интернетом.

Читатели библиотеки охотно откликаются на предложения библиотекарей стать участниками мероприятий. Например, чтобы стать участником Акции, посвящённой100-летию Даниила Гранина, необходимо было ответить на вопрос «Самое простое и самое главное?» видео–цитатой из произведения писателя. Именно это и сделали молодые псковички, имеющие инвалидность по зрению, Лиза Волкова (https://youtu.be/X6NunxW--Ls) и Ольга Александрова  [10].

С 2019 год для незрячих и слабовидящих начал работу клуб «Читаем вместе».

Часто передвижение по городу для незрячего человека или инвалида с проблемами опорно–двигательного аппарата представляет большую проблему. Для того чтобы такой читатель не стал заложником своей болезни, для сохранения его активного читательского статуса встречи клуба проходят в двух форматах — в офлайн и онлайн при поддержке скайп технологий.

Встреча в литературной гостиной начинается с приглашения группы «Читательский клуб» к видео и аудиотранслации заседания. Сегодня в этой группе состоит 12 человек и это количество увеличивается, в том числе, и за счёт проживающих в Псковской области и в других регионах России, например, Республики Хакасия.

Несколько слов скажу и о позитивном вкладе в себя и общество.

Джозеф Пайн, автор книги «Экономика впечатлений: Как превратить покупку в захватывающее действие» утверждает, что « … в грядущей экономике трансформаций клиент будет продуктом, а сама трансформация — средством для изменения каких–либо черт того, кто её покупает. Такие трансформации автоматически становятся неуязвимыми для обесценивания, потому что не может быть большей дифференциации, чем изменившийся человек или компания — каждый человек уникален».

Джозеф Пайн говорит о грядущем, а мы библиотекари в прошлом, настоящем и будущем превращаем подлинные ценности в действия, чтобы помочь нашим читателям своим поведением оказывать позитивное воздействие на общество. В ход идут стимулы для выработки хороших привычек, продвижение соответствующих социальных норм, формирование моделей общественного поведения.

В рамках региональной составляющей федерального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди») национального проекта «Культура» с целью вовлечения граждан в культурную деятельность путём поддержки и реализации творческих инициатив ГБУК «ПОУНБ» использует единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтёрства) DOBRO.RU для продвижения собственных культурно–просветительских и социальных инициатив.

В отчётном году ГБУК «ПОУНБ» реализован просветительский спецпроект «Контрапункт.Онкология» или #научкапротиврака (в поддержку Всемирной акции «Розовый октябрь») с участием 37 волонтёров.

Главная идея просветительского проекта — использовать знания психологии, законов природы и общества, правил социального взаимодействия, практического опыта, реальных историй известных псковичей и историй, описанных в литературе в информационно–профилактических целях.

Отправной точкой спецпроекта стал октябрь — месяц борьбы против рака молочной железы. В этот время по всему миру проходят акции и информационные кампании, призванные привлечь внимание к проблеме диагностики и лечения этого заболевания.

Реализовать проект помогли волонтёры — известные практикующие психологи, журналисты, блогеры, фотографы и творческие псковичи, москвичи, жители Санкт–Петербурга и Великого Новгорода.

Присоединиться к важному социокультурному проекту, доказать и показать, как искусство, литература, музыка помогают бороться с внутренними границами, смещают понятия счастья и здоровья библиотекари предложили под девизом «Давайте вместе создадим историю «розового октября» 2020 года».

Стоит обратить внимание на то, что все мероприятия в рамках спецпроекта содержали сценарность и были выверены с точки зрения представления на вновь созданном цифровом ресурсе.

Сам контент — не просто тексты и видео, а сразу все элементы просветительской экосистемы: лекции, беседы, фотовыставки, нарративы, синопсисы. А ещё есть социальные сети, канал на YouTube которые помогают поддерживать эффект просвещения, информирования.

Лаборатории–бесед «Частная практика». Это беседа–поддержка больным и их родственникам с самого первого дня постановки диагноза рак. Затронуто большое количество тем: лечение, жизнь после выздоровления, моральная поддержка больных. А правильной эту беседу сделала история из реальной жизни Виктории Голубковой, главного редактора «МК в Пскове», блогера, невероятно открытого, умного, сильного и позитивного человека.

Юлия Заремская, экзистенциальный психолог, супервизор Института гуманистической и экзистенциальной психологии, с 2012 года ведущая группы поддержки онкобольных людей и их родственников, делится своими наблюдениями и выводами в формате лекции практикующего психолога «В состоянии переосмысления». Особый акцент в лекции на содействие психоэмоциональному благополучию людей, столкнувшихся с онкологическими заболеваниями и снижение уровня эмоционального напряжения в семейном окружении онкологических пациентов.

Участие в мероприятиях спецпроекта инициативных, талантливых жителей Пскова, Великого Новгорода, Санкт–Петербурга и Москвы позволяют говорить о партиципаторных технологиях, т.е. культуре участия или соучастия людей, которые ранее были только потребителями культурных и социальных смыслов, в создание нового события или контента.

Актуальный пример партиципации — активное соучастие и формирование контента интеграции в стиле pop–up «Femina pectus. Под прикрытием?» и i–концерт #искусствопротиврака.

Чтобы стать участником интеграции в стиле pop–up «Femina pectus. Под прикрытием?» необходимо было «разговорить» полотна мастеров, «выведать» у них секреты их создания, и представить результаты искусствоведческого исследования. Столетиями художники сохраняют интерес к обнажённой женской груди (лат. Femina pectus). В зависимости от эпохи причины для этого интереса меняются. А поскольку тема эта нетривиальна, для её изложения был выбран особый формат — интеграция в стиле pop–up.

​Для участия в интеграции достаточно:

​1) выбрать картины с изображением femina pectus современных или старых мастеров;

​2) записать видео не более трёх минут.

На видео можно рассказать о символическом значение сюжета; о скрытой истории или тайных мотивах появления картины; судьбоносную, ужасную, забавную, философскую историю из жизни художника или эпохи в целом.

​3) прислать видео организаторам спецпроекта на e-mail: protivraka@bk.ru, не забыв указать имя мастера и название картины.

​В онлайн–интеграции мог принять участие каждый житель планеты, достигший 18–летнего возраста.

За самые оригинальные, креативные, яркие видео, по выбору организаторов конкурса и по выбору зрителей (по количеству просмотров, лайков, положительных комментариев), были вручены призы.

​В помощь участникам интеграции организаторы собрали тематическую коллекцию картин и поместили её в инстаграм. Адрес аккаунта @artpinkoctober. Подписываться на него не надо. Это просто тематическая коллекция.

Для участия в i–концерте #искусствопротиврака необходимо снять видео со своими музыкальными, танцевальными и театральными номерами и прислать его в оргкомитет спецпроекта на e-mail: protivraka@bk.ru. Особых требований к записи видео не было, главное, чтобы оно отвечало правовым и нравственным нормам. Также организаторы обратились с просьбой к потенциальным участникам серьёзно отнестись к текущей ситуации с COVID–19, снимая видеоролики, соблюдать меры предосторожности для защиты от новой коронавирусной инфекции.

Стоит отметить откровенный нарратив «Создавая новые ценности». Это развёрнутая книжная выставка, шокирующие знания о нас самих. Это реальные истории о том, что действительно важно в жизни, описанные в дневниках, мемуарах людей, которые столкнулись с онкологией. Это истории, в которых все совпадения с реальными людьми, событиями и обстоятельствами случайны, но они об истинной ценность того, что мы обычно не замечаем в повседневной суете, духовном искусе, извращённой аскезе, инверсии благочестия, безумие.

На сайте спецпроекта в разделе синопсис «Счастье VS Синдром отложенной жизни» предложен субъективный и пристрастный тематический обзор непростых художественных фильмов о людях с тяжёлым диагнозом: проникновенная трагикомедия, честная драма, приправленная тонким английским юмором, семейные горести, притча о борьбе с болезнью, артхаусная романтическая комедия, переживания на тему поиска и осознания смысла жизни.

В фотозоне в режиме доступа 18+ представлены работы профессионального фотографа Турика Мордовцева из Санкт-Петербурга, объединённые темой «В движении ума, сердца и тела».

Автор проекта — заместитель генерального директора по научной работе И.С. Королёва, по итогам всероссийского конкурса «Слово менеджерам культуры» стала лауреатом и в качестве приза получила годовую подписку на электронный журнал «Справочник руководителя учреждения культуры».

Если говорить официальным языком, то это всё участие библиотек в решении задач особой социальной значимости. Организация событий, цель которых, в том числе, и трансформация, изменение человека.  Среди направлений мероприятий: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни; мероприятия по укреплению межнационального единства; мероприятия по реализации семейной политики; взаимодействие с религиозными организациями, национальными культурными объединениями, общинами и землячествами, и другими общественными организациями.

В настоящее время заложены основы новой библиотечной активности, которая помогла привлечь инвестиции на перспективное направление — роботизация, внедрение в практику работы библиотеки сервисного автономного человекоподобного робота. Для этого задействованы финансовые ресурсы Международного банка реконструкции и развития.

Проект, поддержанный банком, «Региональный краеведческий SMART–центр», разработан и внедряется в практику работы библиотеки с целью создания качественно новой региональной конкурентной инфраструктуры на основе сохранения культурного документального наследия Псковского региона и его использования в качестве ресурса для экономического и социокультурного развития области через внедрение робототехники и развитие цифровых сервисов.

Целевая аудитория: представители всех возрастов, профессий и регионов мира, вне зависимости от образовательного и общекультурного бэкграунда.

В ходе реализации проекта планируется создать:

— региональный краеведческий SMART–центр, где главный помощник библиотекаря и читателя сервисный робот;

 — современную реставрационную лабораторию;

— i–скрипториум «Псковиана».

На базе SMART–центра и лаборатории запланированы занятия, тематические экскурсии по выставкам, публичные лекции, вечерние курсы, проводимые сервисным роботом. В его обязанности также будет входить общение с посетителями и работа в качестве ведущего / соведущего публичных библиотечных мероприятий.

У библиотеки появится возможность визуальной трансляции социокультурного опыта, в том числе через использование тактик онлайн–присутствия. С помощью робота с функцией телеприсутствия люди во всём мире смогут посетить Псковскую областную универсальную научную библиотеку дистанционно. Человек при помощи компьютера или мобильного устройства может управлять роботом, находясь на расстоянии в тысячи километров. Главная задача — сделать пространство регионального краеведческого SMART–центра доступным для всех. Например, робот поможет удалённым пользователям осматривать выставку через панорамную камеру. Система позволит не только знакомиться с документами, но и получать информацию о выставленных объектах. Также удалённые пользователи могут дистанционно участвовать в мероприятиях и быть слушателями лекций.

В планах библиотеки, в качестве эксперимента, использовать робота (в определённый день месяца) для проведения лабораторных работ по робототехнике. Совместно с партнёрами будет разработана программа «Робототехника и Краеведение», решающая задачи: вовлечение детей и молодёжи Пскова и Псковской области в научно–техническое творчество, в исследовательскую деятельность; обеспечение равного доступа детей и молодёжи к информационным ресурсам библиотеки и к освоению передовых технологий, получению практических навыков их применения.

На дальнюю перспективу мы отнесли робореабилитацию. Ежегодно в рамках реабилитационной социокультурной деятельности в библиотеке проводится более 800 информационных, просветительских, интеллектуально-досуговых мероприятий для незрячих и слабовидящих детей и взрослых, для глухих и слабослышащих, для псковичей с ДЦП, а также ведётся большая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии. Как показывает мировая практика — применение роботов в реабилитационной деятельности эффективно и имеет большое будущее.

В реставрационной лаборатории будет выделена специальная зона–трансформер для организации и проведения мастер–класса по ремонту и азам реставрации книги. Отсюда будет начинаться международный культурно–просветительский маршрут «Хроники сохранившегося. Мастерская книжных памятников — “Бумажная мельница”» (Псков, Россия — Ряпина, Эстония). 

Стратегия голубого океана для Псковской областной универсальной научной библиотеки — это и про технологии, и про изменение мышления. Это про людей, которые приходят в библиотеку для того, чтобы получать доступ к верифицированной информации, совместно создавать знания в реальной и цифровой экосистеме. И вся деятельность библиотеки направлена на стимулирование повышения качества и разнообразие культурной жизни региона.

Список источников

1. Национальный проект «Культура»: планы и направления // Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://www.mkrf.ru/press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniya/ (дата обращения: 14.09.2019).

2. Региональный проект «Культура» // Комитет по культуре Псковской области : официальный сайт. URL: http://gkk.pskov.ru/deyatelnost/regionalnyy-proekt-kultura (дата обращения: 17.03.2020).

3. Михаил Ведерников поставил перед Администрацией Псковской области задачи по исполнению нацпроектов в 2020 году // Портал государственных органов Псковской области. URL: http://www.pskov.ru/novosti/04.03.20/121172 (дата обращения: 17.03.2020).

4. Ким В. Чан. Стратегия голубого океана : избранные статьи : [16+] / В. Чан Ким, Рене Моборн ; перевод с английского Натальи Яцюк. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 234, [1] с. : ил

5. Королёва, И.С. «Ощущая счастье жизни»: многосерийная программа мероприятий просветительско-соревновательных погружений в произведения Даниила Александровича Гранина // XV Межрегиональный фестиваль по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском - 2019» : материалы фестиваля / Комитет по культуре Псковской области, ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»; [сост. Н. И. Антонова ; гл. ред. В. И. Павлова . – Псков : ПОУНБ, 2019. – С. 33–38.

6. Гранин, Д.А. Причуды памяти [Текст] / Даниил Александрович Гранин. - Москва : Центрполиграф ; Санкт-Петербург : Русская тройка-СПб, 2015. - 446, [1] с. : ил., портр.; 22 см. 

7. Мороз, О. Партиципация как культурная практика // ПостНаука : [электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/video/75977 (дата обращения: 17.03.2020).

8. Королёва, И. Грамотность в эпоху цифровой экономики по Белл–Ланкастерской системе, или книжные полки и «облака» в помощь digital–комментаторам культуры / И. Королева // Библиотечное дело. – 2019. – № 3. – С. 16-19.

9. Shaping Europe’s digital future // European Commission. URLhttps://ec.europa.eu/digital-single-market/en/web-accessibility (дата обращения: 17.03.2020).

10. Королёва, И. С. Увлечённость Даниилом Граниным и творческая смелость: об итогах межрегиональной акции видеоцитат «Самое простое и самое главное» / Ирина Сергеевна Королёва // Псковская областная универсальная научная библиотека: [официальный сайт]. – 2009-2019. – Режим доступа: http://dev.pskovlib.ru/news/23698/ (дата обращения: 17.03.2020).


 Королёва Ирина Сергеевна

заместитель генерального директора по научной работе 

ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»

 

Популярные сообщения