Псковские библиотекари в
поисках новых точек соприкосновения писателя и читателя решили расширить
пространство библиотеки и перешли на Золотую набережную – 21 мая там состоялась
иммерсивная камерная выставка-променад с тифлокомментариями и сурдопереводом по
произведениям Даниила Гранина «Ожившие портреты», посвящённая 100-летнему
юбилею писателя.
Формально-юбилейное
впечатление быстро рассеялось от удивительно цельных и разножанровых историй.
Эта цельность – заслуга большой команды.
Над проектом работали специалисты Псковской областной специальной
библиотеки для незрячих и слабовидящих (Ирина Сивакова, Ирина Никифорова,
Марина Сильверстрова), врио заместителя директора по воспитательной и
социальной работе, преподаватель Снежана Власова и студенты (Виктория Бойцова,
Екатерина Васильева, Светлана Авотень, Константин Уфимцев, Дарья Ямщикова) Псковского
областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, социальный педагог
Марина Кураева и ученики (Алексей Логвинов, Елизавета Гавронова, Анастасия
Купчик, Алексей Петров) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
№5, заместитель генерального директора по научной работе Псковской областной
универсальной научной библиотеки Ирина Королёва – автор данного
экспериментального проекта.
Действие развернулось на
Золотой набережной в Пскове – незрячие, слабовидящие, глухие и слабослышащие читатели
попадали на страницы книг Даниила Гранина, где проживали истории литературных
героев, прототипами которых были реальные люди.
Восприятие происходящего
у всех очень разное. Всё, что происходило на Золотой набережной, действия
героев, как персонажи взаимодействуют друг с другом описывали тифлокомментатор
Ирина Сивакова и социальный педагог, сурдопереводчик Марина Кураева.
В основе иммерсивной
выставки - произведения «Блокадная книга», «Клавдия Вилор», «Причуды памяти»
(рассказы «Голубой» и «На выставке»), «Она и всё остальное». Сама постановка –
эпизоды, небольшие фрагменты из книг. Главный смысл камерного события в
настроении - каждый участник сам определял степень своей погружённости в
происходящие действия.
«Ожившие портреты»
исследуют и объединяют разные жанры: от трагедии, драмы, комедии до философии. Здесь
не надо понимать сюжетную линию. Надо ощущать, слышать, наблюдать за тем, что
происходит, и за собой. Быть готовым к сопереживанию, погрузиться в мир,
который ничего не имеет общего с реальностью: война, голод, плен, эпатажная
выставка испанского живописца, забавный пикник на даче у советского учёного и
философская притча о любви.
Иммерсивная выставка-променад
дала читателям уникальную возможность вовлечься в действие не только
эмоционально, но и физически: чувствовать запахи и прикосновения, исследовать,
например, картины на ощупь.
Камерная выставка, вряд
ли стала одинаковой для разных людей - это сугубо индивидуальный опыт. Например,
оказаться внутри книги «Она и всё остальное», пережить все события вместе с
героями, услышать голос жестов учеников специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы №5 помогла студентка колледжа искусств Екатерина
Васильева. Понимая речь наблюдением артикуляции говорящей Екатерины, мысли
Даниила Гранина школьники передали без слов – все эмоции были в их движениях.
И всем понятно, что
«Ожившие портреты» - это не иммерсивная камерная выставка-променад, которую
увидели, а выставка, которую испытали и пережили. Всё это эмоционально работает
и пробуждает правильные мысли. Остаётся заметить, что прав был Даниил Гранин,
сказав: «Юбилей дело отнюдь не серьёзное и не повод для размышлений о жизни,
раньше надо было размышлять, юбилей нужен для того, чтобы вас всех собрать, и
не тех, кто зачем-то нужен, а только тех, кто необходим».
Видеосюжет об иммерсивной камерной выставки-променад с тифлокомментариями и сурдопереводом
по произведениям Даниила Гранина «Ожившие портреты»
Ирина
Королёва,
заместитель генерального директора по научной работе ГБУК
«ПОУНБ»,
автор и организатор иммерсивной выставки