Политики, общественные деятели, историки разных стран обвиняют друг друга в «искажении исторической правды»; принимают мемориальные законы, призванные защитить «историю от фальсификаций» (например, Резолюция «О важности европейской памяти для будущего Европы»); усматривают в разногласиях по поводу героев или числа жертв желание очернить оппонента. 

Авторский просветительско–вдумчивый проект «Цифровой артефакт “Литературная память”» специально разработан к 75–летию Победы в Великой Отечественной войне, с целью спасти День Победы от забвения, сохранить память об ужасах нацизма, сделать понятнее его причины и суть для современного общества.

Есть литература, которая впечатляет. Есть та, что заставляет думать. А есть такая, которая переживается и становится опытом, после которого мир воспринимается иначе. По–английски это называют self–change experience — опыт, меняющий идентичность. Цифровой артефакт «Литературная память» — альтернативный способ работы с опытом Великой Отечественной войны через критическое чтение художественной и нон-фикшн литературы.

Цифровой артефакт «Литературная память» — это три постоянных тематических раздела:

I. «Меняющие идентичность: рефлексия самой разрушительной войны в истории человечества в европейской и американской литературе»;

II. «Правда VS Вымысел: о людях и событиях Великой Отечественной войны» — тест–расследование;

III. «“Незаметная жизнь” всемирного героя Александра Печёрского: работа над ошибками» — патриотическо–орфографический диктант.

I. «Меняющие идентичность: рефлексия самой разрушительной войны в истории человечества в европейской и американской литературе»

https://pobedavov.wixsite.com/litpamyat/menyayushie-identichnost

Резолюция под названием «О важности европейской памяти для будущего Европы» (далее — документ ЕП) принята 19 сентября 2019 года, — в год, «когда исполнилось 80 лет со дня начала Второй мировой войны, которая привела к беспрецедентным человеческим страданиям и оккупации стран Европы на несколько десятилетий».

В документе ЕП «осуждает исторический ревизионизм и прославление нацистских коллаборационистов в некоторых государствах — членах ЕС».

Также в Страсбурге выражают «глубокую обеспокоенность растущей популярностью радикальных идеологий и возвращением к фашизму, расизму, ксенофобии и другим формам нетерпимости в Европейском союзе (ЕС)».

Кроме того, обеспокоенность вызывает «имеющая место в некоторых государствах—членах сообщность между, с одной стороны, политическими лидерами, политическими партиями и правоохранительными органами, и с другой — радикальными, расистскими и ксенофобными движениями, выступающими под различными политическими ярлыками».

Европарламент призвал государства—члены «самым решительным образом осудить такие акты, поскольку они подрывают ценности ЕС, то есть мир, свободу и демократию», осудить и противодействовать всем формам отрицания Холокоста, «включая преуменьшение и банализацию преступлений, совершенных нацистами и их пособниками, а также не допускать, чтобы в политическом и медийном пространстве наблюдалась подобная банализация преступлений».

Парламент осудил и тот факт, что экстремистские и ксенофобные политические силы в Европе прибегают к искажению исторических фактов и используют символику и риторику, которые перекликаются с формами тоталитарной пропаганды, включая расизм, антисемитизм и ненависть к сексуальным и другим меньшинствам.

В резолюции подчеркивается, что «трагическое прошлое Европы должно и впредь служить источником морального и политического вдохновения для решения задач сегодняшней жизни».

Это, в частности, борьба «за более справедливый мир, создание открытых и толерантных обществ и общин, охватывающих этнические, религиозные и сексуальные меньшинства, и обеспечение того, чтобы европейские ценности работали на благо всех».

При этом значительная часть принятой резолюции содержит резкую критику политики руководства СССР.

Например, в документе утверждается, что Вторая мировая война была спровоцирована Германией и СССР, подписавшими пакт Молотова–Риббентропа.

«80 лет назад, 23 августа 1939 года, коммунистический Советский Союз и нацистская Германия подписали Договор о ненападении, известный как Пакт Молотова–Риббентропа, и его секретные протоколы, разделив Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами и сгруппировав их в сферы интересов, что открыло путь к возникновению Второй мировой войны», — говорится в документе.

Аналитические комментарии, публицистика, мемуары, дневники, современная художественная литература» (62 книги — 87% написанных в 2000-х, с аннотациями и цитатами из них), представленные в разделе «Меняющие идентичность: рефлексия самой разрушительной войны в истории человечества в европейской и американской литературе»,   — доказывают, что нужна не унифицированная память, в необходимости которой настаивает Европарламент, принявший 19 сентября 2019 года резолюцию «Значение осознания европейского прошлого для будущего Европы», а совмещаемые друг с другом картины истории войны, их диалог и взаимное признание.

II. «Правда VS Вымысел: о людях и событиях Великой Отечественной войны» — тест–расследование

https://pobedavov.wixsite.com/litpamyat/test

Чем дальше от нас Великая Отечественная война, тем более контрастно и неоднозначно нами воспринимаются события того времени. Обвинения в «переписывании» истории звучат едва ли не ежедневно с разных сторон. Историки, архивисты, военные, политики с каждым годом находят всё больше разительных отличий в том, как понимали войну те, кому она выпала, и как понимают те, кому выпал только счастливый её итог. Дело даже не в угасающей памяти: просто за последние 75 лет о войне открыто много «правд».

Данный тест — это не просто правильный выбор ответа, это ещё и небольшое расследование, итоги которого приводятся в комментариях после каждого опровержения или принятия предложенного факта.

Например, вопрос 13. Отобранные советские дети по «расовой ценности» подвергались «первоначальной германизации» и усыновлялись немецкими семьями.

Варианты ответа: правда; вымысел.

Правильный ответ: правда.

Комментарий: Во время Великой Отечественной войны нацисты вывезли тысячи детей «нордической внешности» из Советского Союза и Польши. Нацисты забрали детей в возрасте от двух месяцев до шести лет и отвезли их в концентрационный лагерь под названием Kinder KC, где была определена «расовая ценность» детей. Отобранные дети подвергались «первоначальной германизации». Их называли немецкими именами и учили немецкому языку. Новое гражданство ребёнка было подтверждено поддельными документами. Германизированные дети были отправлены в местные приюты. Так, многие немецкие семьи даже не догадывались, что усыновлённые ими дети имеют славянское происхождение. После войны не более 3% таких детей были возвращены на родину. Остальные 97% выросли и постарели, считая себя полноценными немцами. Скорее всего, их потомки никогда не узнают об их истинном происхождении.

По итогам прохождения теста удалённые пользователи имеют возможность получить именной сертификат. Для этого необходимо заполнить контактную форму. Сертификат можно будет скачать или переслать на свой e–mail. Сертификат выдаётся с соблюдением закона о персональных данных (указывая свои ФИО участник даёт согласие на обработку персональных данных).

III. «“Незаметная жизнь” всемирного героя Александра Печёрского: работа над ошибками» — патриотическо–орфографический диктант

https://pobedavov.wixsite.com/litpamyat/diktant

Этот раздел — память; обретение заслуженной известности в нашей стране истории Александра Печёрского.

14 октября 1943 года Александр Печёрский поднял единственное в истории Второй мировой войны успешное восстание в нацистском лагере смерти Собиборе. Уничтожив значительную часть эсэсовцев и смяв охрану из числа украинских коллаборационистов, около трёхсот узников (более половины лагеря) под руководством Александра Печёрского смогли бежать в близлежащие леса. Примерно полсотни из них смогли дожить до Победы, несколько из них живы до сих пор.

За свой подвиг офицер не получил ни признания, ни награды. После побега умело бивший врага в партизанском отряде, прорвавшийся к своим, Печёрский был сначала арестован, потом, вплоть до тяжёлого ранения, героически сражался на фронте.

Позорная несправедливость по отношению к человеку продолжалась всю его жизнь.

В 2012 году израильский политик Йоэль Эдельштейн направил руководству России просьбу наградить Александра Печёрского «за беспримерный подвиг, указавший всем народам мира путь к победе над Злом». В год 70-летия Победы на российском телевидении наконец вышли документальные фильмы об этом удивительном человеке. В 2016 году Владимир Путин вручил внучке Александра Печёрского орден Мужества.

В 2018 году тема Собибора стала модной, появились новые книги и статьи, снят эффектный героический кинофильм, в котором роль Александра Печёрского исполняет Константин Хабенский.

В 2019 году вышла в свет подробная, прекрасно документированная книга Льва Симкина «Собибор / Послесловие», выбранная для патриотическо-орфографического диктанта. Эта книга – не только рассказ о кошмарах нацизма, о жестокости палачей и об отваге героев. Эта книга – прежде всего о судьбе и предопределении. 

История Печёрского обретает заслуженную известность в нашей стране. Работа над ошибками почти закончена …

Подводя первые итоги стоит отметить, что благодаря просветительско–вдумчивому проекту к традиционной миссии библиотеки по сохранению и распространению информации добавилась функция пространства для генерирования знания, творчества и коллаборации с использованием цифровых технологий.

Создана цифровая информационно–просветительская и интеллектуально–досуговая экосистема — цифровой артефакт «Литературная память», вовлекающая русскоговорящих удалённых пользователей в цифровое просветительско–вдумчивое пространство связанных документальных и художественных произведений.

Реализуя проект «Литературная память», — предпринята попытка мотивировать его участников к критической работе — прояснить природу упрёков, сохранить память об ужасах нацизма, сделать понятнее его причины и суть для современного общества.

Можно говорить о высоком уровне вовлечённости удалённых пользователей в потребление цифровой информации: 44334 посещения, 2287 уникальных посетителя, 356 человек приняли участие в тесте–расследование (доля людей с высоким уровнем исторической грамотности, ответивших на все 20 вопросов правильно — 73%), 424 удалённых пользователя приняли участие в патриотическо–орфографическом диктанте (доля людей с высоким уровнем орфографической грамотности — 86 %).


Цифровой артефакт «Литературная память» : просветительско–вдумчивый проект к 75–летию Великой Победы / Псковская областная универсальная научная библиотека ; автор–составитель Ирина Королёва. – Псков, 2020. –
URL: https://pobedavov.wixsite.com/litpamyat (дата обращения: 13.08.2020). – Текст. Изображение : электронные.

Королёва Ирина, автор и реализатор проекта,

заместитель генерального директора по научной работе


Популярные сообщения