Этой осенью, а точнее с 21 по 27 сентября, организаторы международного профессионального события «Современные библиотеки: услуги, пространство, преобразования» - Российская государственная библиотека для молодёжи и Немецкий культурный центр им. Гёте в Москве подготовили интересную и разнообразную образовательную программу с семинарами, мастер-классами, презентациями и экскурсиями.
Возглавив библио-экспедицию, Ирина Михнова (директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент и председатель секции по библиотечному обслуживанию молодёжи Российской библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук) собрала в Германии признанных профессионалов Владимира Клюева (кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного университета культуры и искусств, вице-президент отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН), Марину Захаренко (заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, Председатель секции РБА "Молодые в библиотечном деле") и активных представителей российского библиотечного сообщества из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Тюмени и Воронежа.

Посетив Кёльн, Мюнстер, Штутгарт, Хаттинген и внимательно прослушав десятки докладов и презентаций, я выбрала самые интересные и полезные моменты и в этом посте расскажу о самых ярких и запоминающихся выступлениях.

Городская библиотека Кёльна

Прекрасное начало первого дня с образовательного семинара на базе городской библиотеки Кёльна. Это был профессиональный библиотечный диалог двух стран - диалог, основанный на знании того, что происходит и будет происходить внутри библиотек России и Германии. Тематика выступлений немецких коллег разнообразна:


- План  стратегического развития городской библиотеки  Кёльна на 5 лет;
- Поддержка чтения: Предложения и инициативы Городской библиотеки Кёльна;
- Районные библиотеки и децентрализованные сервисные услуги;
- Библиотеки в век цифровых технологий.

После эмоциональной презентации библиотеки госпожой Ханнелоры Фогг, стало вполне очевидно, что городская библиотека Кёльна - это круговорот перемен и самая свободная площадка для масштабной креативной коммуникации. 



Именно поэтому кёльнские специалисты по различным направлениям так много уделяли времени  творческой составляющей, которая присутствовала в каждой представленной программе или проекте.



Но, для начала немного статистики. Население Кёльна - 1 000 000 жителей из них 70000 студентов.

Для горожан работают центральная городская библиотека и 11 филиалов, 2 специальные библиотеки, библиобус, минибиблиотека в парке, минибиблиотека в водонапорной башне, автомат детективов в метро Ноймаркт и электронный прокат.

Девиз библиотеки: Мы там, где люди!

Фонд:  860 000
Электронные книги: 21 000
Взято книг: 7 800 000
Каждые 7 секунд в библиотечной системе Кёльна берётся одна книга.
Виртуальных посещений: 11 000 000
Реальных посещений: 2 353 624
Посетителей в день: 8 250 (в центральной городской б-ке: 2,5 – 3 тыс. посещений в день).
Сотрудников: 201 (в центральной городской б-ке: 60 чел. – это только тех, кто работает непосредственно с пользователями и 40 чел., кто занимается внутренней работой, в т.ч. комплектованием и обработкой).

По итогам прошлого года госпожа директор констатировали:  в 2013 г. количество посетителей выросло на 9,45 %; Городская библиотека – это самое посещаемое образовательно-культурное учреждение  в Кёльне.

Из позитивных моментов, также было отмечено и увеличение молодых  посетителей, несмотря на старение общества: 74 % всех пользователей моложе 40 лет; 30 % всех пользователей – дети и подростки. Но! Приблизительно  50% детей и подростков из семей мигрантов.

Если говорить о правовом статусе, то городские библиотеки Кёльна – бюджетные организации. Непосредственный начальник директора библиотечной системы госпожи Ханнелоры Фогт – мэр города. Управление культуры у них тоже имеется, но они занимаются исключительно организацией специальных культурных мероприятий и праздников.

Только мэр принимает решение о бюджете библиотек. В 2014 год был выбран новый мэр города  и госпожа Фогг презентовала перед государственными политиками и мэром план стратегического развития библиотеки на 5 лет. Главная позиция госпожи Ханнелоры: «Никаких жалоб! Распространяйте позитивные новости. Удивляйте! Делайте неожиданные вещи. Представьте свою «обычную» работу иначе».

Если обратиться к плану стратегического развития, то сферы деятельности городской библиотеки Кёльна определены клиентоориентированностьювнешней и внутренней (это пользователь, продукт/услуга и сотрудник) и коммуникацией, в т.ч. и в  социальных сетях.

Отвечая на вопрос о клиентоориентированности коллега пояснила: «Довольные пользователи рассказывают о своём хорошем впечатлении примерно троим собеседникам, а недовольные пользователи рассказывают о своем негативном опыте в среднем 10-12 собеседникам».

Большое внимание в библиотеке уделяют диалогу, обратной связи. Для этого на первом этаже стоит специальная стойка для жалоб и предложений, где можно заполнить  анкету. Активно ведётся работа в социальных сетях.


 

Сервис обретает лицо Посетив любой отдел библиотеки, не исключая и туалетную комнату, пользователь может оценить работу каждого сотрудника.
А если читатель не желает общаться, то ему предлагаются другие варианты: самообслуживание и обслуживание 24/7



Хорошим примером внешней коммуникации служит подход к правилам поведения пользователей в библиотеке. Наши коллеги отказались от запретных знаков. И уже при входе в библиотеку стоит большой билборд, где на 49 языках мира, включая и русский, написано «Добро пожаловать».


В виде весёлых комиксов, пользователей просят поддерживать тишину и бережно обращаться с библиотечными вещами. В детской библиотеке «следит» за тишиной шумофор. 
При максимальном шуме загорается красный свет, сопровождающийся звуковым сигналом.



Взрослым, восприимчивым к шуму предлагается купить беруши за 1 евро.


Библиотека оказывает и специальные услуги. Пользователям предлагаются во временное пользование зонты, очки, гитару, букридеры, планшеты и GPS-навигаторы для походов. Все эти предметы также занесены в каталог и записываются автоматически в формуляр читателя. Также читатели могут воспользоваться пеленальной комнатой, студией звукозаписи и 3-D принтером.


Прекрасно понимая, что для успеха библиотеки, необходимо учитывать актуальные сферы деятельности, библиотекари городской библиотеки Кёльна в стратегии определи 5 направлений:
1) Образование (поддержка чтения и непрерывное образование);
2) Информация и электронные сервисы;
3) Интеграция (межкультурная библиотечная работа);
4) Культура (мероприятия, работа с общественностью);
5) Досуг (общение, встречи).

Чтобы повысить уровень комфорта ряд помещений библиотеки «подверглись» трансформации. Были использованы новые подходы к организации учебного места: комфортные рабочие места с доступом в интернет; ПК с обучающими программами; стулья Sonic-Chai; культурная витрина; тематические островки.


Наши коллеги определили роль библиотек в обществе – это преображение. «…  работать больше с людьми, чем с книгами.
от организации, предлагающей книги и другие носители информации к организации, помогающей людям создавать свои продукты».

Ещё одна составляющая преображения – это «смена роли пользователя с воспринимающей на производящую и имена роли библиотеки: от архива знаний к платформе для реализации. Работа больше с людьми, чем с медиа».

В качестве новой услуги библиотека Кёльна предлагает инновации.

Во-первых это Blended Library- аналоговые + цифровые источники. Главная идея – свести воедино информацию печатных изданий и электронных.



Во вторых - доступ к электронным книгам библиотеки через специальное приложение для айфона

Инновации – это ещё и другие форматы. 

Отдельный этаж библиотеки принадлежит креативным мастерским (мэйкерспейс). Работая по отдельной программе «сделай сам» библиотека предлагает:
·        3D-моделирование / сканирование
·        Рисование на iPad
·        Сочинение музыки на iPad
·        Мастер-класс по созданию подкастов
·        Рукоделие/мастер-классы формата «сделай сам»
·        Электронный крафтинг, Arduino
·        Производство фильмов, iMovie
·        Музыка
·        Апсайклинг: превращение отходов во что-то ценное
·        Первые шаги: микширование  музыки с Magix
·        Веб-дизайн для мэйкеров
·        Запись видео, Vine
·        Визуализация музыки, Synse

Продолжая тему мастерских, упомяну и Онлайн-мастерская для начинающих. 

Тема занятий:

«Электронный гражданин» и «электронный шоппинг»
       защита данных, безопасность в интернете, надежные пароли
      онлайн-шоппинг

Организация и передача знаний
       вики-ресурсы, социальный сервис слайдшара/Slideshare
       ведение блогов
       ментальные карты/ Mindmapping
       игры как инструмент обучения в совместной деятельности
       управление временем  - Doodle, онлайн-календарь, ленты RSS
       социальные сети и коммуникация
       Facebook, Twitter, Flickr, Youtube и Vimeo, подкасты, Skype

Такие занятия проходят в формате встреч поколений, где молодые пользователи (школьники) обучают взрослых людей.

Центральная городская библиотека Кёльна, одна из немногих, которая смогла креативно и правильно (на мой взгляд) использовать Q-theK. Q-библиотека – это национальный проект в партнёрстве с Wamser GbR. По замыслу Q-библиотека – это инновационное библиотечное пространство, которое знакомит пользователей со всеми новыми разработками в области информационных технологий и гаджетов, обучает работе с ними. Здесь же можно просто поработать, используя все представленные технологии.

Geek – относительно новый проект библиотеки, который стартовал в 2012 году. Речь идёт об инновационных моментах Интернета и фанатов всех информационных технологий. Конечно, главная цель проекта привлечь молодых людей в библиотеку. Как правило, это люди, в возрасте от 20 до 40 лет, с высоким уровнем образования, интересующиеся технологиями, любящие компьютерные игры, читающие фантастику и электронные медиа.

Мероприятия проекта «Geek» проходят 6 раз в год по вечерам, в библиотеке на первом этаже в Q-theK и посвящены событиям в сфере технологий, веб- и гик-культуры.

Вот небольшой список тем, которые уже состоялись:

Твит-средачтения твиттера;
Вечернее мероприятие на тему спецэффектов в киноиндустрии 
(пост-продакшн, спецэффекты, грим. С участием кельнских фирм/агентств);
Вечер космоса и электронный концерт с Airman;
Мероприятие с авторами   Википедии;
Научный слэм;
Гаджет-вечеринка.

Вообще, сотрудники библиотеки полны идей и активно их реализуют. Если говорить о виртуальном пространстве, то они представлены практически во всех социальных сетях, имеют свой сайт. Но интересен опыт работы в рамках профессиональной программы «Внутреннее управление знаниями посредством веб 2.0». Имея 2 блога, один используется для внутреннего употребления. Здесь любой сотрудник может самостоятельно разместить свой пост (от официального материала до впечатлений от отпуска).

Грамотно наши коллеги используют и площадку WiKi для внутреннего употребления. Здесь представлена информация и образцы документов по всем направлениям деятельности библиотеки. К статьям может обратиться и вновь принятый на работу сотрудник и работник со стажем, например для того, чтобы посмотреть, как правильно заполнить заявление на отпуск.

Кёльнские коллеги в рамках семинара подняли очень масштабную проблему, имеющую высокий приоритет в политике библиотечной работы  - Поддержка чтения и обучение работе с медиа во всех возрастных группах.

Здесь же госпожой Фогг было озвучено: "Есть масса исследований, которые доказывают, что, если ребёнок не читает книг, то с определенного возраста культивировать в себе эту привычку становится очень непросто, - говорит она. - Так что родителям мы объясняем, как важно с раннего возраста приобщить ребенка к чтению. Мы ходим разбудить интерес к книгам, чтобы к нам ходили не только тогда, когда в школе задают написать реферат".

Главные задачи детских библиотек Кёльна определены следующим образом:

Бесплатный доступ к носителям информации;
Обеспечение доступа с раннего возраста;
Предложения для школы и досуга;
Укрепление медиа-компетенций;
Поддержка родителей, воспитателей и учителей.

А теперь подробней о работе с различной целевой аудитории.
При поддержке Федерального министерства образования и научных исследований и фонда «Lesen» реализуется проект «Начинаем читать», состоящий из  трёх основных этапов приобщения к чтению:
1) Комплекты «Начинаем читать», которые вручаются в родильных домах, у педиатра.
     Комплект 1: для младенцев. Это картонная книжка с картинками по возрасту; наглядный материал и советы по чтению вслух на каждый день для детей и родителей; постер.

     Комплект 2: с 3 до 4 лет. Сюда входят планшеты iPad для детских библиотек с приложениями в виде электронных книжек с картинками для ознакомления детей и родителей.
     Комплект 3: при поступлении в школу

2) Программа развития разговорных навыков и навыков чтения
малыши в возрасте от шести месяцев до трёх лет, хотят они того или нет, отправляются с родителями на специальные мероприятия под названием «Крошка с книжкой – литературные ясли». Занятия проходят 1 раз в неделю в формате разносторонних программ с песнями, стишками, пальчиковыми играми, чтением вслух и играми. Работники библиотеки доступно разъясняют взрослым, что и как читать своим деткам вслух и как игры с книжками влияют на стимуляцию сенсорной и языковой компетенции.

3) Информационные мероприятия и акции для детей и родителей
Родители получают стартовый комплект «Детям нужны книги», где подробно расписаны: информация о значении чтения; информация о библиотеке и возможностях брать книги; технология пальчиковых игр.
В дополнение к стартовому комплекту предоставляется сертификат, дающий право на бесплатный читательский билет городской библиотеки для родителей (на 6 месяцев стоимостью 10 евро / 8 евро); картонную книжку с картинками; линейку измерения роста для детской; флайер с рекомендациями по чтению.
Детские библиотеки предоставляют услуги для семей. Это, ничто иное, как внестационарное обслуживание на территории больниц, яслей и «аренда» книг и других материалов для детских дней рождений.

Для групп детских садов кратковременного пребывания организуются экскурсии по библиотеке, самостоятельное чтение и чтение вслух для детей 3-4 лет, совместное пение, игры для подготовительных групп «Найди букву» (первую букву своего имени), узнавание персонажей детских книг. Так же для деток разработан дневник чтения «Папалапап». В нём малыши рисуют картинки к историям, которые им читают вслух.

Вообще, библиотекари плотно сотрудничают с детскими садами и реализуют ряд специальных программ: программу для детей со слабым знанием немецкого языка;
мастер-классы для воспитателей, дающих представление о методах и концепциях посещения библиотеки группой детского сада.

Библиотечные туры – это ещё один совместный проект с группой кратковременного пребывания по соседству. Библиотекари идут с детьми «на природу» и берут с собой коробку с книгами. Так происходит сеанс чтения вслух с подключением «всех органов чувств» на свежем воздухе.
Взяв за основу тезис, что библиотека – это поддержка, библиотекари сотрудничают с дошкольными отделениями педагогических училищ и вузов, предоставляя им не только территорию для практических занятий, но и работу, в качестве стажёров.

В сотрудничестве с кёльнским волонтерским агентством реализуется проект «Мир чтения». Он состоит из двух направлений.

Первое. «Мир чтения. Великие истории для маленьких людей». Сотрудники-волонтёры читают детям книги вслух.

Второе. «Мир чтения. Разговорный театр камишибай». Это театрализованный рассказ с набором картинок. Такой формат предоставляет многообразие возможностей для разговора и рассказа по картинкам, и способствует развитию языка в живом общении.

О проектах с дошкольниками можно говорить бесконечно. Но не будем забывать и о школьниках. Сразу скажу, что в школах Германии библиотек нет. Во всех библиотеках города традиционно проводятся экскурсии для классов по разным темам. Например, это может быть «Ралли по библиотеке». После краткого введения дети исследуют библиотеку самостоятельно, руководствуясь списком вопросов.

Для  детей в возрасте 6- 15 лет организуют Читательский клуб. Обязательное условие – дети должны вести читательский дневник.

За книжки! – это кружок чтения в начальной школе. Здесь главное условие - тесное сотрудничество между чтецом, учителем и библиотекой. Еженедельно дети собираются в библиотеке и куратор-чтец  читает вслух книги. Как правило, это волонтёр.

Совместно с Фондом культуры сберегательной кассы Кёльна и публичными католическими библиотеками проводятся Международные недели детской и юношеской книги. Ежегодно тематический акцент делается на новой стране. В итоге – это трехнедельная программа с участием 10-12 авторов из страны-гостя. В рамках мероприятий двуязычные чтения для детей и подростков в районных библиотеках, католических библиотеках и общественных местах. Параллельно идут кинопрограмма, представляющая детские фильмы из страны-гостя.
Опять же, совместно с Фондом культуры сберегательной кассы Кёльна реализуется программа поддержки чтения, ориентированная на мальчиков. Это своего рода комбинация занятий по чтению и футболу. Библиотекари  разрабатывают привлекательные специальные пространства и  мероприятия: читальные столы для мальчиков во всех библиотеках; прокат читательских чемоданов школам; библиотечные экскурсии и заключительное мероприятие «Книжный слэм».

Специально для начальных классов разработан Межкультурный медиа-чемодан. Это чемоданчик с книгами на родных языках для проведения многоязычных уроков или межкультурных проектов.

В сотрудничестве со службой школьного развития библиотекари организуют курсы Повышения квалификации учителей. Тематические акценты: поддержка чтения;  поддержка развития языковых навыков; межкультурное воспитание; Презентация медиа-чемодана.

Для родителей школьников организуются семинары. Тематика различная – это и вопросы многоязычия и развития навыков чтения, презентация подходящей по возрасту актуальной литературы для (многоязычных) детей и экскурсии по библиотеке.

Несколько слов о программах для взрослых  пользователей библиотек.

Городская библиотека Кёльна, являясь членом Кёльнского общества обучения грамоте и начального образования, разработала и реализует программу начального образования и обучения грамоте для взрослых. Замечу, обучение грамоте - приоритетная поддержка на федеральном уровне. Как показало исследование Leo: число функционально неграмотных среди трудоспособного населения в Германии растёт.

Программа начального образования и обучения грамоте – это  учебные «Альфа»-студии, «Альфа»-экскурсии,  специальный выбор медиа и кураторы-волонтёры.
Все «Альфа»-студии оборудованы двумя ПК с доступом к обучающим платформам, таким как «ich-will-lernen.de». Волонтеры встречаются с обучающимися в библиотеке для занятий и предлагают на выбор языковые курсы, лёгкие материалы         для чтения, материалы для учебы, обучающие игры, наборы для занятий и самопроверки и Tiptoi Memory / Globus.

Также для «старшей» группы пользователь существует программа «Вязание и чтение».

Минибиблиотека в городском саду
Пользователям рады не только в библиотеке, но и в книжной будочке под названием minibib, что прямо в центре городского парка. Здесь не только выдают книги, но и организовывают литературные вечера. Приставка "mini" в названии библиотеки неслучайна: площадь этой деревянной будки составляет всего 15 квадратных метров. При этом здесь уместилось более тысячи книг - от "Гарри Поттера" до исследований западноевропейского мистицизма. Особенность этой минибиблиотеки в том, что она полностью существует на средства спонсоров, партнёров и друзей. Фонд состоит из пожертвований и книги должны быть не старше 2-х лет. За этим тщательно следят сотрудник библиотеки. Кроме того, они они же отвечают за качество представленных текстов. Преимущество минибиблиотеки в том, что здесь не нужен читательский билет. Пользователей просто просят принести взамен книгу или вернуть прочитанную. Как показывает практика – примерно 70% книг возвращается в библиотеку.

Городская библиотека Мюнстера


В специально спроектированном здание в форме корабля, в центр торговой части города легко можно найти главную библиотеку Мюнстера. Наверное, лучше всего проиллюстрировать, что такое «городская библиотека Мюнстера», при помощи следующих цифр: 300 000 жителей обслуживают одна центральная библиотека, пять филиалов и один библиобус. Жители Мюнстера также могут свободно посещать и научную библиотеку в Университете. Общий фонд центральной городской библиотеки  320 000 единиц хранения. Штат - 60 сотрудников.

Концепция этой библиотеки: от "книжного супермаркета" к большому свободному комфортному уютному пространству для людей.
Где-то треть деятельности библиотеки связана с молодым поколением Мюнстера. Мне кажется, что специалисты библиотеки придумали очень интересный и нестандартный способ привлечь молодёжь к чтению через компьютерные игры. Вот как об этом рассказывают они сами: 




Городская библиотека Штутгарта

Город Штутгарт с населением в 600 000 жителей позволяет себе содержать библиотечную систему в структуре которой  городская библиотека, 17 филиалов и 2 библиобуса.

В 2011-м году городская библиотека переехала в новоё здание. Раньше библиотека располагалась в королевском дворце, возведенном итальянским архитектором-классицистом. Но городские власти решили, что помпезный дворец, выросший в центре столицы федеральной земли Баден-Вюртемберг в первой половине XIX века, уже не отвечает требованиям, предъявляемым к современной библиотеке, и слишком старомоден для сегодняшних читателей.

В 2013-м Городская библиотека Штутгарта названа библиотекой  года в Германии. Ежегодно выделяется 18 млн. евро на содержание библиотеки, в том числе и на заработанную плату персонала.


Библиотека, конечно, привлекает пользователей и, как утверждает директор:  «ежечасно в библиотеке одновременно находятся более 500 человек».

В настоящее время, городская библиотека Штутгарта, оставаясь популярным местом просвещения и книги, популяризации чтения на любых носителях, становится местом  и для общения.

У библиотеки есть "сердце"! Это абсолютно пустой зал высотой в четыре этажа. По задумке архитектора «это пространство, даёт посетителям возможность  абстрагироваться от внешнего мира, прежде чем брать книги с полки».

Простым технологиям не нашлось места в стенах новой библиотеки. Здесь технологии нового уровня, а значит, у пользователей новые возможности.




Библиотека города Хаттинген

За последние лет 25 в небольшом городке Хаттинген количество библиотек сократилось в 8 раз. И сегодня для 55 000 жителей работает одна единственная библиотека, в фонде которой 55 000 документов. Ежегодно фонд обновляется на 10% и столько же процентов списывается.

Библиотека Хаттингена порадовала нас новым форматом! Она комфортно разместилась в здании Торгового центра.

Потенциал у библиотеки огромен и это не только её фонды. На 1600 кв.м. работают 13 специалистов по 40 часов в неделю, обслуживая по 600-700 пользователей в день. В последние лет десять библиотека заручилась поддержкой более сотни жителей Хаттингена, которые объёдинились в Общество друзей библиотеки. Друзья библиотеки активно принимают участие во всех направлениях деятельности библиотеки и, главное, представляют её интересы перед городскими властями.

Нельзя не упомянуть и ещё об одной особенности Хаттингена - гостеприимстве!

Ирина Королёва,
библио-экспедиции,
первый заместитель директора 
МАУК "ЦБС" г. Пскова

Популярные сообщения