Начну с предположения, с которым не так давно на конференции TEDxTurgenevLibrary поделился архитектор и эксперт «Пушкинской библиотеки» Николай Прянишников:
«В библиотеке сегодняшнего дня нет трёх главных элементов: читателей, жизни и желания осуществлять перемены».

Конечно, мы с вами – практикующие специалисты библиотеки, не можем разделять такое столь категоричное мнение. Справедливо одно, что у библиотек неоправданно низкий статус в сознании общества.

И сейчас я поделюсь проектами, идеями, мыслями о том, как меняется библиотека, о её объединяющей роли в жизни местного сообщества и социальной ответственности.

Итак, позиционирование Псковской ОУНБ. В первую очередь – это поиск достойного места в сознании потребителя, или, другими словами, позиции библиотеки, в нашем случае, как 3-го места. Здесь не стоит огорчаться по-поводу «бронзы».

3-е место – это следующее место после дома (первое) и работы (или учёбы) (второе), где вы проводите время, встречаясь с друзьями и интересными людьми, занимаетесь самообразованием и творческим развитием, участвуете в общественной жизни города. Место, где вам хочется быть, и которое можно использовать по-разному в целях вашего развития.

Иными словами, третье место – это пространство, где можно:
а) общаться с единомышленниками,
б) проводить деловые встречи или устраивать «мозговые штурмы»,
в) учиться,
г) работать со своим ноутбуком.

Обязательное условие – наличие Wi-Fi и расположение в доступном районе.

Как правило, во всех Третьих местах прослеживается какая-либо концепция. И – там всегда рады гостям (потребителям).

Впервые свободные пространства появились в США, а в 90-х годах ХХ века американский социолог Рэй Ольденбург назвал их «third places» («третьи места»). Есть дом — первое место, есть работа - второе место, и есть третья, альтернативная площадка, где можно и работать, и отдыхать.

Он же выделил функции 3-его места:

1) Социальная, т.к. третьи места предоставляют людям пространство для неформального общения, в т.ч., 3-е место может быть точкой, где формируется гражданская позиция.

2) Следующая функция – экономическая, которая характеризуется тем, что экономические субъекты, какими мы с вами являемся, могут работать в этом месте, не отвлекаясь на детей, домашние заботы, начальника и офисную работу.

Для того, чтобы третьи места могли формироваться, должны были возникнуть предпосылки. Что и произошло:

1) Серьёзное развитие технологий;
2) Изменение трудовой стратегии в пользу фрилансеров ;
3) Другое отношение ко времени.

В настоящее время в столице нашей родины действует проект «третье место на карте Москвы». И зайдя на сайт placeplaceplace.ru можно свободно выбрать подходящее третье место среди кафе, парков культуры, галерей, книжных магазинов, и конечно, библиотек.

Вот несколько примеров, как библиотеки рекламируют себя в качестве третьего места.

Центральная городская юношеская библиотека имени М. А. Светлова. Как видим, здесь делают акцент на бесплатном Wi-Fi, а также бесплатных психологической и юридической консультациях.

Коллеги из Центральной универсальной научной библиотеки имени Некрасова выбрали очень интересный ход, сравнивая себя с очень модными и популярными местами в Москве – промзоны Красный Октябрь, Винзавод и Флакон. Это всё здания бывших заводов. Сегодня здесь культурные кластеры, центры современного искусства. Как вы понимаете, здесь собирается определённая целевая аудитория, так называемый креативный класс - коммуникативно активная часть общества.

И ещё один пример – это Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, которая позиционирует себя, как международный центр, т.к. на её территории находятся представительства зарубежных стран и там можно познакомиться с новой прессой, фильмами и комиксами.

Если говорить о нашей библиотеке, в условиях развития нашего города, конечно, было бы не правильно просто заявить о том, что мы Третье место. Для этого есть ряд причин, и главная – это отсутствие у псковичей знаний о «третьем месте». 

Формы, которые применяет конкретно наш отдел в своей работе для позиционирования, самые разнообразные: это исследования, wow-маркетинг, социокультурные и деловые программы в рамках организуемых специальных и событийных мероприятий мультивендерных форматов, реклама и PR с использованием интернет-технологий.

Чтобы привлечь в библиотеку, мало читающего и не читающего жителя, вернуть в библиотеку читателя, который также изменился, нам приходиться более активно использовать современные интерактивные технологии.

Итак, digital-стратегия нашего отдела.

Хотим мы того или нет, но наше активное присутствие в интернете делает нас известным более широкому кругу лиц. К тому же интернет - это отличный инструмент для позиционирования и продвижения, т.к. он доступен всем ежедневно и 24 часа в сутки. Это и сыграло главную роль в формировании digital-стратегии - иного позиционирования себя в интернете. Я говорю «иного», потому что, у нас есть возможность рассказать о себе, библиотеке, книге и чтение на официальном библиотечном сайте и на сайте Регионального центра чтения, где мы занимаемся освещением мероприятий и новостей.

Первый метод, который мы используем для самостоятельной популяризации нашей библиотеки в интернете – это создание собственного видеоканала.

Сегодня есть несколько сервисов, которые предоставляют пользователям возможность создать свой аккаунт и размещать практически неограниченное количество видеороликов бесплатно (при этом доступ к ним можно регулировать). Для своего видеоканала мы используем Youtube.com.

В интернете пользователь более свободен, чем в реальной жизни, поэтому никто не будет смотреть неинтересное ему видео. Соответственно, ролики должны быть увлекательными, качественно снятыми и нести полезную информацию.

Первый ролик «Преодоление: хочу жить!», мы разместили в июле 2011 года. За 8 месяцев его просмотрели 222 пользователя.

Всего на нашем видеоканале на данный момент представлено 8 видеороликов, которые просмотрели 888 раз. Если говорить о форматах, то это видеолекция, видеоэкскурсия по выставке, буктрейлеры.

В перспективе ещё три видеоматериала: видеоотчёт фестиваля-исследования «Гутенберг и другие», видеовыставка «Бал кукол» и буктрейлер «Литературные премии».

Параллельно видеоканалу мы создали второе направление – блоги.

Сегодня у нас их шесть:

Авторский блог «Развити`60» - это своеобразная интернет-мастерская для специалистов библиотек. Здесь есть возможность демонстрировать творческий потенциал, поделиться накопленным опытом работы, найти единомышленников.

На корпоративном блоге Псковской библиотечной ассоциации представлена не только информация о ПБА (устав, реквизиты, правила). Уже в скором времени это будет интерактивная площадка, продвигающая лучший инновационный опыт молодых библиотекарей Псковской области. Пользуясь случаем, приглашаю вас, уважаемые коллеги, оценить «БиблиоПортфолио» участников областного конкурса «Талантливые и перспективные».

Краеведческий блог «Псков Ганзейский». Это наш совместный проект с отделом краеведческой литературы. Хочу поблагодарить Елену Григорьевну Киселёву (заведующая отделом), которая позитивно реагирует на все наши идеи и предложения. К слову сказать, первый проект с Еленой Григорьевной – это создание видеоролика «Памяти погибшим псковичам» (лидер нашего видеоканала – 292 просмотров).

Ещё два блога – событийных: «Русский Запад» и «Осень в Михайловском».

И, наконец, глянцевый мультиблог «О книгах и не только …». Блог назван “глянцевым”, по аналогии с печатной прессой.

Глянцевому журналу можно дать следующее определение – это иллюстрированное периодическое печатное издание, высокого полиграфического качества, самой разнообразной тематики.

Кто бывал на блоге, наверно заметил, что блог не имеет узкую тему, но в то же время несёт свою идею – популяризация книги, чтения и продвижение нашей библиотеки и её ресурсов.

Проект в наших задумках достаточно масштабный. Начали с простого - с возможности предоставлять информацию о книгах и событиях, которые происходят как в нашей библиотеке, так и во всём читающем мире.

Первый этап развития проекта - это полезная и качественная информации, которая представлена в четырёх формах: видео, аудио, текст, инфографика.

Вот, например, недавний пост «Нам повезло!». В одном этом сообщение даётся информация о скором международном книжном форуме «Русский Запад» (ссылка на блог), о гостье форума Маргарите Хемлин. Здесь же мы рекомендуем к прочтению одну из её книг, при этом делаем ссылку на ЭК библиотеки, размещённый на сайте ПОУНБ. Кроме того, в этом сообщение напоминаем, что эту и другие книги автора можно взять на абонементе и указываем телефон для справок. В дополнение, у потенциального читателя, есть возможность прослушать отрывок из аудиокниги писательницы.

Задача блога - создание пространства, где заинтересованные люди, могут узнавать новости, участвовать в исследованиях и опросах, отдыхать, например, посещая виртуальные выставки, а также смотреть буктрейлеры либо слушать аудиокниги.

Не так давно была апробирована технология Cross-promotion (англ.) — это перекрёстное продвижение, когда две или более компаний реализуют совместные программы, направленные на стимулирование сбыта или повышение осведомленности. Совместно со студией цветочного дизайна «Мадам Кураж» мы провели конкурс для настоящих мужчин «БиблиоКураж». Спасибо большое Наталье Александровне Дубровой (заместитель директора Псковской ОУНБ), которая полностью взяла не себя работу по коммерческой составляющей.

Ещё один метод популяризации и продвижения библиотеки в интернете – это использование сервисов для онлайнового хранения документов. Сalameo.com и SlideShare.net делают возможным присутствие нашей библиотеки значительно эффективнее, к тому же они обеспечивают пользователям возможность легко познакомиться с нами и понять, что мы стоим профессионально. 

Среди преимуществ интерактивных публикаций и презентаций выделю:
• Инновационное, оригинальное и увлекательное средство связи, которое сразу же пробуждает читательский интерес;
• Отчеты о читательской аудитории, статистика читателей и прочие возможности электронного маркетинга для определения эффективности наших публикаций;
• Легкий доступ и файловое хранилище, доступное в Интернете в любое время.

Стратегия вовлечённости

Особенность методов работы по позиционированию – это, прежде всего вовлечение самих псковичей к участию в предлагаемых действиях. Мы намеренно создаём такие условия, которые благоприятны для вовлеченности. К примеру, это фестиваль-исследование «Гутенберг и другие», арт-клуб «С.В.Ч.», что расшифровывается как Счастливое время читать, неформальный фестиваль «Книжные сезоны» и многое другое.

Таким образом, в процессе соучастия, у потенциальных и реальных пользователей/читателей есть возможность сделать нужный выбор.

Сегодня мы можем говорить о вовлечённости как в off-line, так и в on-line.

С вовлечённость в off-line всё понятно. У библиотеки огромное количество реальных друзей и партнёров и с каждым годом, хотя, наверно правильнее сказать с каждым месяцем их становится ещё больше.

Что касается вовлечённости в on-line, то Лиз Хукс, старший вице-президент компании «FH Moms Practice», объясняет термин так: «Вовлечённость ― это некая помощь пользователю, ищущему определённую информацию, своеобразная подсказка ― где находятся необходимые данные и как их лучше найти».

Мы же рассматриваем вовлечённость как активное действие.

Активные действия – это всё, на что нужно кликнуть, подписаться, прокомментировать, проголосовать иными словами, требует активного действия от читателя. Стоит учитывать, что с развитием интернета и ростом конкуренции пользователь становиться все более ленивым. А значит, ценность активных действий растет.

Мы подсчитали количество вовлечённых за 2 месяца существования наших блогов. Конечно, полученные данные нельзя назвать объективными. Знаю, что и коллеги нашей библиотеки участвовали в наших интерактивах. Но, тем неменее 98 человек, это не так и плохо:
- в исследование «Будущее киги и библиотек» приняли участие 34 человека, 
- в опросе «Как Вы проводите свободное время?» - 42,
- на вопросы конкурса «БиблиоКураж» ответили 14 человек,
- а в опросе, который был опубликован 16 марта «Следите ли Вы за литературными премиями» 3 человека;
- 2 человека подписались на получение новостей с нашего видеоканала;
- коллеги из Тверского центра чтения присудили блогу «О книгах и не только» звание «Чудо блог»;
- редактор «Современной библиотеки» обратилась с просьбой более подробно написать в журнал об исследование «Будущее книги и библиотек»;
- Татьяна Сергеевна Макаренко (председатель Секции РБА «Молодые в библиотечном деле») дала позитивную оценку конкурсу «Талантливые и перспективные»: «Молодцы, что организовали такой конкурс …».

Рекламная стратегия

Новый опыт в этом направлении – это реклама с помощью потребителей/пользователей.

Плохо это или хорошо, но наш отдел не присутствует в социальных сетях, таких как ВКонтакте, Facebook, Твиттере, Одноклассниках. Но тем неменее, мы сумели использовать ресурсы социальных сетей. Для этого нам потребовалось содействие потенциальных потребителей. Это открытая группа ВКонтакте «Псковского городского молодёжного центра», которая насчитывает 2748 участников.

Ещё одно нововведение – это реклама в стиле инфографики.

Напомню, инфографика – это визуальное представление информации, данных и знаний.

Инфографика помогает нам в распространении идей и привлечении внимания к библиотеке, чтению и книги.

Наш первый опыт в создание инфографики - итоги опроса «В свободное время, я», проводимого на блоге «О книгах и не только».

Следующая реклама – традиционная. В феврале этого года был подготовлен новый буклет библиотеки и флаерс нашего отдела.

Вот, это коротко о стратегиях позиционирования библиотеки, как третьего места.

Через некоторое время, после апробации, уже на конкретных примерах, можно будет говорить о стратегиях PR, инсайта и конкурсификации.


Презентацию можно посмотреть здесь.

Ирина Королёва,
руководитель отдела социокультурного развития
Псковской областной универсальной научной библиотеки,
Председатель Псковской библиотечной ассоциации.
  
-

Популярные сообщения