«…
или учись, или до свидания» Д.А. Медведев, Президент РФ
Здесь я полностью соглашусь с Дмитрием
Анатольевичем. На мой взгляд, для настоящего времени характерна тенденция,
когда очень много библиотекарей изучают профессиональную литературу, посещают
семинары, да и просто говорят о развитии.
Очень много. И каждый их них считает, что он овладевает чем-то новым.
Но беда в том, что лишь единицы
действительно развиваются. Остальные же ссылаются на множество помех.
Вспоминается чья-то шутка: «хорошо в библиотеке работать, читатели ещё бы не
мешали». И так идея развития остаётся лишь только на словах.
Но,
тем не менее, чтобы библиотека жила, чтобы её посещали пользователи, все
мы должны понимать, что нужно меняться. И конечно, специалисты библиотек должны
развиваться и быстро адаптироваться в современных условиях.
Именно с этой целью разработана новая дифференцированная целевая программа повышения квалификации «Школа
совершенствования библиотечных специалистов», девиз которой: Мы обучаем
специалистов, которых так не хватает библиотекам!
Напомню, что повышение квалификации – это
приобретение лицом способности выполнять дополнительные задания и
обязанности в пределах специальности.
Миссия или Кто мы, что и Как мы
делаем?: Помогать библиотекам и библиотечным специалистам Псковской области
быть востребованными и эффективными за счёт профессионального развития и
личностной самореализации.
При разработке программы учитывались все
изменения (экономические, правовые, социокультурные), которые происходят как на
территории Псковской области, так и на территории России. Интересен был и опыт
зарубежных коллег, которые отмечают, что «современная библиотека по существу
является бизнесом, поскольку в целях собственного выживания и развития должна
производить продукты и услуги, имеющие спрос у своих пользователей».
Сегодня, я расскажу о новых форматах обучения
в Школе совершенствования библиотечных специалистов.
Но вначале представлю её Целевую аудиторию:
1) Наши «новички» - директора
культурно - досуговых учреждений и специалисты, работающие в библиотеках-клубах
и клубах-библиотеках. Эта категория возникла в связи с оптимизацией
библиотек области: центральные районные библиотеки объединяются с Домами
культуры в культурно – досуговые комплексы, в результате чего появляются
библиотеки-клубы и клубы библиотеки.
2) Заместители директоров и методисты;
3) Заведующие отделами обслуживания;
4)
Библиографы;
5)
Заведующие отделами комплектования и обработки литературы;
6) Заведующие сельскими библиотеками –
клубами и клубами-библиотеками
К
приоритетным направлениям программы повышения квалификации мы отнесли:
- Стратегический менеджмент
- Современные технологии в библиотечной
деятельности
- Маркетинг в библиотечной деятельности
- Справочно-библиографическое и
информационное обслуживание
- Современный менеджмент библиотечных
фондов
- Модернизация деятельности сельских библиотек
Тематика
обучения:
- «Социокультурное пространство
библиотек»
- «Библиотечное пространство»
- «Новые технологии – библиографу»
- «Фондовая обработка документов:
инструменты и технологии»
- «Библиотека микс: погружение в
реальность»
-
«Методист поколения 2.0». Сегодня методисты – это новаторы,
стратеги, маркетологи, менеджеры, чья деятельность направлена на развитие
библиотек. Для методистов Псковской области разработан инновационный курс,
который является полноценной платформой эффективных знаний и навыков по
разработке, презентации и организации проектов, начиная с анализа рынка, идеи,
маркетинговых мероприятий и заканчивая готовым проектом. В 2012 году планируется расширить целевую аудиторию
библиотек за счёт коммерческого сектора. И первый этап – это исследование, с
целью создания «Карты информационных потребностей в бизнес-сегменте». Поэтому, все полученные
знания, методисты незамедлительно будут апробировать на практике.
Разрабатывая программу Школы я задалась
вопросом: Какое
обучение можно назвать наиболее востребованным у работающих специалистов? Надеюсь, наши мнения совпадут.
Востребованное – значит:
- обучение оптимально вписывается в
график работ;
- проводится в удобном месте;
- за короткий срок даёт практические
навыки по вопросам актуальным на настоящий момент и в ближайшем будущем.
Что касается нового подхода, то здесь обучение состоит из двух дополняющих друг
друга частей:
I
часть. Традиционная - семинары, тренинги с элементами деловой игры, мастер-классы,
шоу-лекции, творческие лаборатории, сочетающих в себе как лекционные, так и
практические занятия., а так же конференции, круглые столы, стажировки.
Я хотела бы остановиться на новом
формате обучения - мастер-класс для библио-леди. В нём предполагается соединить
вещи, которые в жизни нам часто удаётся соединить с трудом: профессиональную жизнь и жизнь личную.
Уникальность этого мастер-класса
заключается в том, что он состоит из двух частей. Первая часть, конечно, будет
посвящена обсуждению профессиональных тем, а во второй части участники
мастер-класса получат рекомендации и ответы на самые актуальные вопросы о
детях, здоровье, карьере, семье.
II
часть. Дистанционная. Для реализации этого направления будет создан
корпоративный образовательный библиотечный портал «Фасилитация».
Почему «фасилитация»?
В современном экономическом словаре
даётся следующее определение:
Фасилитация
— это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на
прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации
приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и
заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Корпоративный образовательный
библиотечный портал «Фасилитация» не просто виртуальная образовательная
площадка – это профессиональное сообщество, в котором можно будет не только
учиться, но и создавать уникальные решения, генерировать идеи, которые можно
было бы трансформировать в проекты.
Структура
корпоративного образовательного портала «Фасилитация»
Интерактивные сервисы портала:
Вебинары (интернет-семинары, интерактивные
мастер-классы) - профессиональные образовательные мероприятия в режиме online в сети Интернет.
Формат вебинара чрезвычайно удобен,
поскольку позволит библиотечным специалистам принять участие в нем, не покидая своего
рабочего места или находясь дома – достаточно лишь выйти в Интернет.
Кроме того, каждый слушатель сможет
задать любой интересующий его вопрос и сразу же, в режиме реального времени,
получить на него ответ докладчика.
Это отличная возможность
проконсультироваться с ведущими специалистами отрасли.
Видеоуроки.
Клуб
«БиблиоПрофи». На виртуальную профессиональную
площадку будут приглашаться авторитетные известные vip-специалисты и отвечать на вопросы
библиотекарей Псковской области. (здесь я поясню: полный доступ ко всем
разделам портала будут иметь только специалисты Псковской области, а так же
партнёры нашего проекта. Для российских коллег доступ будет на платной основе).
Ещё одна рубрика портала «Проверено практикой». Здесь будут
размещаться видео, фото, презентации, текстовые материалы,
кейсы наших российских и зарубежных коллег. Особенность в том, что большая
часть материалов ранее не публиковалась в профессиональных СМИ.
Преимущества
нового подхода к обучению:
- возможность обучения большого числа
специалистов за ограниченное время;
- возможность удалённого обучения;
- сочетание теоретических знаний и
практических навыков;
- удобный график обучения;
- относительно низкая стоимость.
Разрабатывая программу «Школы
совершенствования библиотечных специалистов» не ставилась задача
быть первыми, в данном случае, здесь главное быть другими – разрушить старые стереотипы о
библиотекарях и библиотеках. И надо понимать, что в 21 веке главным
библиотечным брендом являются не книги или электронные ресурсы, а пользователи
(автор этого популярного в последнее время тезиса директор публичной библиотеке
в графстве Хендерсон (США)).
А закончить свой рассказ хочу словами американского
социолога и футуролога, одного из авторов концепции постиндустриального
общества Олвина Тоффлера: «В 21 столетии неграмотными будут не те, кто не умеет
читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться».
Ирина
Королёва, автор программы,
заведующая
сектором непрерывного образования библиотечных специалистов
отдела
координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ