«… или учись, или до свидания» Д.А. Медведев, Президент РФ
Здесь я полностью соглашусь с Дмитрием Анатольевичем. На мой взгляд, для настоящего времени характерна тенденция, когда очень много библиотекарей изучают профессиональную литературу, посещают семинары, да и просто говорят о развитии.  Очень много. И каждый их них считает, что он овладевает чем-то новым.

Но беда в том, что лишь единицы действительно развиваются. Остальные же ссылаются на множество помех. Вспоминается чья-то шутка: «хорошо в библиотеке работать, читатели ещё бы не мешали». И так идея развития остаётся лишь только на словах.

Но,  тем не менее, чтобы библиотека жила, чтобы её посещали пользователи, все мы должны понимать, что нужно меняться. И конечно, специалисты библиотек должны развиваться и быстро адаптироваться в современных условиях.

Именно с этой целью разработана новая дифференцированная целевая программа повышения квалификации «Школа совершенствования библиотечных специалистов», девиз которой: Мы обучаем специалистов, которых так не хватает библиотекам!


Напомню, что повышение квалификации – это приобретение лицом способности выполнять дополнительные задания и обязанности в пределах специальности.

Миссия или Кто мы, что и Как мы делаем?: Помогать библиотекам и библиотечным специалистам Псковской области быть востребованными и эффективными за счёт профессионального развития и личностной самореализации.

При разработке программы учитывались все изменения (экономические, правовые, социокультурные), которые происходят как на территории Псковской области, так и на территории России. Интересен был и опыт зарубежных коллег, которые отмечают, что «современная библиотека по существу является бизнесом, поскольку в целях собственного выживания и развития должна производить продукты и услуги, имеющие спрос у своих пользователей».

Сегодня, я расскажу о новых форматах обучения в Школе совершенствования библиотечных специалистов.

Но вначале представлю её Целевую аудиторию:
1) Наши «новички» - директора культурно - досуговых учреждений и специалисты, работающие в библиотеках-клубах и клубах-библиотеках. Эта категория возникла в связи с оптимизацией библиотек области: центральные районные библиотеки объединяются с Домами культуры в культурно – досуговые комплексы, в результате чего появляются библиотеки-клубы и клубы библиотеки.
2) Заместители директоров и методисты;
3) Заведующие отделами обслуживания;
4)  Библиографы;
5)  Заведующие отделами комплектования и обработки литературы;
6) Заведующие сельскими библиотеками – клубами и клубами-библиотеками

К приоритетным направлениям программы повышения квалификации мы отнесли:
- Стратегический менеджмент
- Современные технологии в библиотечной деятельности
- Маркетинг в библиотечной деятельности
- Справочно-библиографическое и информационное обслуживание
- Современный менеджмент библиотечных фондов
- Модернизация деятельности сельских библиотек

Тематика обучения:
- «Социокультурное пространство библиотек»
- «Библиотечное пространство»
- «Новые технологии – библиографу»
- «Фондовая обработка документов: инструменты и технологии»
- «Библиотека микс: погружение в реальность»
- «Методист поколения 2.0». Сегодня методисты – это новаторы, стратеги, маркетологи, менеджеры, чья деятельность направлена на развитие библиотек. Для методистов Псковской области разработан инновационный курс, который является полноценной платформой эффективных знаний и навыков по разработке, презентации и организации проектов, начиная с анализа рынка, идеи, маркетинговых мероприятий и заканчивая готовым проектом. В 2012 году планируется  расширить целевую аудиторию библиотек за счёт коммерческого сектора. И первый этап – это исследование, с целью создания «Карты информационных потребностей  в бизнес-сегменте». Поэтому, все полученные знания, методисты незамедлительно будут апробировать на практике.

Разрабатывая программу Школы я задалась вопросом: Какое обучение можно назвать наиболее востребованным у работающих специалистов? Надеюсь, наши мнения совпадут. Востребованное – значит:
- обучение оптимально вписывается в график работ;
- проводится в удобном месте;
- за короткий срок даёт практические навыки по вопросам актуальным на настоящий момент и в ближайшем будущем.

Что касается нового подхода, то здесь обучение состоит из двух дополняющих друг друга частей:
I часть. Традиционная - семинары, тренинги с элементами деловой игры, мастер-классы, шоу-лекции, творческие лаборатории, сочетающих в себе как лекционные, так и практические занятия., а так же конференции, круглые столы, стажировки.

Я хотела бы остановиться на новом формате обучения - мастер-класс для библио-леди. В нём предполагается соединить вещи, которые в жизни нам часто удаётся соединить с трудом:  профессиональную жизнь и жизнь личную.

Уникальность этого мастер-класса заключается в том, что он состоит из двух частей. Первая часть, конечно, будет посвящена обсуждению профессиональных тем, а во второй части участники мастер-класса получат рекомендации и ответы на самые актуальные вопросы о детях, здоровье, карьере, семье.

II часть. Дистанционная. Для реализации этого направления будет создан корпоративный образовательный библиотечный портал «Фасилитация».

Почему «фасилитация»? 

В современном экономическом словаре даётся следующее определение:
Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Корпоративный образовательный библиотечный портал «Фасилитация» не просто виртуальная образовательная площадка – это профессиональное сообщество, в котором можно будет не только учиться, но и создавать уникальные решения, генерировать идеи, которые можно было бы трансформировать в проекты.

Структура корпоративного образовательного портала «Фасилитация»
Интерактивные сервисы портала:
Вебинары  (интернет-семинары, интерактивные мастер-классы) - профессиональные образовательные мероприятия в  режиме online в сети Интернет.
Формат вебинара чрезвычайно удобен, поскольку позволит библиотечным специалистам принять участие в нем, не покидая своего рабочего места или находясь дома – достаточно лишь выйти в Интернет.
Кроме того, каждый слушатель сможет задать любой интересующий его вопрос и сразу же, в режиме реального времени, получить на него ответ докладчика.
Это отличная возможность проконсультироваться с ведущими специалистами отрасли.

Видеоуроки.

Клуб «БиблиоПрофи». На виртуальную профессиональную площадку будут приглашаться авторитетные известные vip-специалисты и отвечать на вопросы библиотекарей Псковской области. (здесь я поясню: полный доступ ко всем разделам портала будут иметь только специалисты Псковской области, а так же партнёры нашего проекта. Для российских коллег доступ будет на платной основе).

Ещё одна рубрика портала «Проверено практикой». Здесь будут размещаться видео, фото, презентации, текстовые материалы, кейсы наших российских и зарубежных коллег. Особенность в том, что большая часть материалов ранее не публиковалась в профессиональных СМИ.

Преимущества нового подхода к обучению:
- возможность обучения большого числа специалистов за ограниченное время;
- возможность удалённого обучения;
- сочетание теоретических знаний и практических навыков;
- удобный график обучения;
- относительно низкая стоимость.

Разрабатывая программу «Школы совершенствования библиотечных специалистов» не ставилась задача быть первыми, в данном случае, здесь главное быть другими – разрушить старые стереотипы о библиотекарях и библиотеках. И надо понимать, что в 21 веке главным библиотечным брендом являются не книги или электронные ресурсы, а пользователи (автор этого популярного в последнее время тезиса директор публичной библиотеке в графстве Хендерсон (США)).

А закончить свой рассказ хочу словами американского социолога и футуролога, одного из авторов концепции постиндустриального общества Олвина Тоффлера: «В 21 столетии неграмотными будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться».
Ирина Королёва, автор программы,
заведующая сектором непрерывного образования библиотечных специалистов 
отдела координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ

1 коммент.:

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы